Рус
11 мая, 2020157

Артем Ганцев: В кинематографии необходима преемственность

Артем Ганцев, режиссер с 14-летним стажем, о специфике работы второго режиссера, а также о сложностях и особенностях данной профессии.

- Вы - режиссер-постановщик. Сколько до сегодняшнего дня в Вашей копилке отснятых картин?

- Как режиссер-постановщик – 6 (3 коротких метра, 1 сериал (15 серий), 2 муз.клипа). Как со-режиссер 6 проектов (частичное выполнение обязанностей режиссера-постановщика)

- Во многих проектах из вашей фильмографии Вы являетесь вторым режиссером. Многие понимают обязанности режиссера, а вот каковы функции второго режиссера?

- Второй режиссер - это так называемый «руководитель штаба», который вычитывает сценарий и разбивает его на детали (кирпичики). Получает творческие «хотелки» от авторов проекта (режиссера, оператора и художника) и ставит задачи руководителям департаментов по реализации задуманного в сценарии. В том числе и административному департаменту по разрешительной документации на период ведения съемок. Второй режиссер следит за ходом подготовительного процесса, то есть кастингом, поиском локаций, созданием декораций и реквизита, организационными вопросами и прочее, организует творческие собрания руководителей департаментов и группы. В период производственного процесса второй режиссер руководит съемкой от начала и до конца 12 часовой смены, следит за реализацией поставленных творческих задач, в том числе работает с актерами второго плана (групповкой и массовкой), ставя им актерские и механические задачи по передвижению на съемочной площадке во время съемки.

- В январе этого года в эфир вышел сериал «Ғазиз жүрек». Это Ваша первая полноценная работа, где Вы выступили как режиссер-постановщик?

- Это мой дебют в производстве сериала в качестве режиссера-постановщика.

- Мы не успели ее посмотреть, о чем лента?

- История сериала, показывает нам линию судьбы казахстанского врача-кардиохирурга и его близких, друзей, коллег в наши дни. В сериале есть драма и детектив, любовь и предательство, вера в Бога и медицину.

- Ваши многие картины вышли на государственном языке. Как у Вас со знанием казахского языка?

- Профессия «режиссер кино» подразумевает знание всех языков мира, но в первую очередь «язык кино», с помощью которого нужно донести до зрителя историю судьбы героев. Работая с актерами в кадре, прорабатывая с ними творческие задачи и линии персонажей, я прибегал к профессиональной помощи редактора канала, кто ставил задачу по правильному произношению диалогов.

- Как снятых Вами картин, так и опыта у Вас не мало. Уже целых 14 лет. За это время Вы успели поработать как с опытными, так и с молодыми и начинающими режиссерами. Расскажите с кем на площадке Вам комфортнее всего работалось?

- Это важный для меня вопрос. Я считаю, что очень необходима преемственность поколений в профессии кинематографиста. Молодые должны учиться у опытных старших коллег, получая профессию на площадке от первоисточника. За мой опыт мне довелось перенять профессию режиссера у таких профессионалов, как Талас Умурзаков, Ермек Шынарбаев, Эльдор Уразбаев, Дамир Манабай, Юрий Померанцев, Абай Карпыков, Рубен Андриасян, Юрий Коненкин. За каждым из этих людей стояла огромная съемочная группа, каждый из которых внес вклад в мои знания. Ответственность этих личностей к своему труду научила меня не давать послаблений к своей работе и работе других, когда ты трудишься над производством фильма. Именно поэтому сегодня и тщательно выбираю команду, с которой мне предстоит работать. Трудолюбие и ответственность в нашей профессии для меня на первом месте.

- Каковы на ваш взгляд основные ошибки начинающих режиссёров?

- Неумение работать с материалом, спонтанность в подготовительном процессе, неподготовленность к материалу, незнание конечной цели, не умение работать на площадке с коллективом, противоречия с опытными специалистами и нежелание слышать наставления опытных коллег.

Но для профессии режиссера всё вышеперечисленное может быть и плюсом. Главное научиться слышать, видеть, чувствовать жизнь и уметь ее реализовать инструментами на экране – это самое главное для работы режиссера.

- По списку Ваших картин, мы видим, что фильмы сняты в разных жанрах. Как Вы думаете, какой из них в Казахстане уже можно назвать более развитым, то есть не часто снимаемый, а снимаемый уже качественно?

- Думаю, казахстанские кинематографисты достигли определенных и востребованных аудиторией навыков в жанре комедии. Так показывает казахстанский бокс-офис.

- Артем, у Вас также имеется и свой короткометражный фильм - «Сделка». О чем картина?

- «Сделка» - это моя дипломная работа, снятая при финансовой поддержке Министерства культуры РК на базе Киностудии «Казахфильм» в 2010 году, на основе фантастической американской прозы. Жанром для короткометражки я выбрал «Sci-Fi». Я фанат фантастических фильмов и мне было приятно, когда один из членов художественного принимающего совета назвал меня первым фантастом в Республике Казахстан.

Картина рассказывает об актуальной сегодня теме. В небольшом городке во время пандемии вируса проходят выборы верховного правителя города. В эти дни в городе появляется некий человек (золотоискатель) в поисках работы. Зайдя в небольшой китайский ресторан по рекомендации, золотоискателю предлагают продать его Имя со всеми официальными документами за очень большую сумму денег. Что ждет человека, которому предложили такую выгодную сделку? Кстати, в фильме все герои – женщины.

- Чем вообще отличается работа на большом проекте от съемок короткометражного фильма?

- Ничем кроме численности группы, дистанции и «дыхалки». На полном метре команда больше, длительность производства не менее 2-х месяцев и нужно уметь выдержать все этапы производства. Многие без стержня и опыта «сдуваются».

- В какой плоскости Вам бы больше хотелось работать? Короткометражка или полнометражный фильм?

- Короткометражки для опытных режиссеров, как тренировка. Для начинающих режиссеров, как становление и база. Если позволяет время и средства, то работа на коротком метре может приносить удовольствие.

- Короткометражные ленты, как правило, снимаются для фестивалей. Вы ее уже где-то представляли?

- Участие на фестивале и умение себя предложить на этот рынок – это мастерство, которым я не владею. Продюсера у моей картины не было, а значит и заниматься продвижением картины было некому. «Казахфильм», который выполнял роль продюсера по договору, не размещал картину на кинофестивалях. А мне хотелось.

- Говоря о фестивалях... В последнее время появилось много различных конкурсов, кинофестивалей. Как вы считаете, не говоря о призах, что они дают актерам, режиссерам и другим творческим личностям?

- Фестивали для режиссера, команды авторов, актеров и продюсера фильма очень важны. Во-первых, создатели фильма понимают насколько их продукт и видение интересны международной аудитории и актуально. Во-вторых, это возможность продвижения своего имени (имени страны) на международной арене для возможности получения дальнейшего стороннего финансирования и ко-продукции.

- Расскажите свою историю. Насколько я знаю, по первому образованию Вы — журналист. Почему не пошли по этому направлению, а решили строить карьеру в кинематографе?

- Я из актерской семьи. Поэтому выбор как первой, так и второй профессии не случаен.

Закончив Журналистику в КазУМО и МЯ им. Абылай хана, я получил знания о профессии и о журналистике в Казахстане.

После окончания учёбы в первом вузе, мне повезло устроиться на работу на международный кинопроект «Кочевник». Отработав там два года, я понял что кино мне очень нравится. И в силу своего опыта работы актером в театре им. Лермонтова, я решил попытаться поступить в КазНАИ им. Жургенова на режиссуру. Поступил к мастерам Д. Манабай и Т. Умурзакову. Затянуло.

- Вы никогда не жалели, что стали режиссером?

- Нет.

- А помните Ваши эмоции, когда Вы делали свою первую картину?

- Чувствовал себя локомотивом. Я был воодушевлен и шел вперед. Но был благодарен людям, которые предоставили возможность, помогли, подержали, поверили в меня. Сейчас я понимаю, это очень важно для режиссеров, когда продюсер верит в режиссера. Когда инвестор верит в продюсера. Когда режиссер верит в актеров. Когда команда верит в режиссера, а режиссер в команду.

- На своем творческом пути, Вы поработали и как режиссер дубляжа. Расскажите о сложностях и прелестях этой профессии.

- Мое знание актерского братства, мое чувство уважения к профессии актера, помогли мне соприкоснуться с работой по дубляжу фильмов. Я был не только режиссером дубляжа, но и ассистентом режиссера дубляжа, кто предлагает голоса на выбор (кастинг голосов). Мне кажется, я нащупал понимание внутри себя, какого актера нужно звать на ту или иную роль. Практически сразу, максимум со второй попытки, попадают в липсинг, тон и характер персонажа. И мне это нравится, потому что дубляж художественно обогащает персонаж, иногда даже помогает улучшить его, при желании режиссера-постановщика картины.

- На что Вы больше обращаете внимание при просмотре фильмов, на сюжет, на то, как он снят, на операторскую работу или может быть на конструкцию фильма в общем?

- Моя профессия помогает расщепить фильм на детали. Всё важно. Если что-то меня смущает или раздражает непрофессионализмом, я отказываюсь от просмотра. Хожу в кинотеатры только на те фильмы, которые могут чему-то научить новому. Если я понимаю, что фильм «проходной», то можно его посмотреть по стриму.

- Давайте поразмышляем о будущих проектах. Чем планируете заняться после карантина? Уже есть планы, идеи?

- Планов пока нет. Жду своего продюсера, проекта, сценария.

Настроен на производство сериала. Очень хочу создать новую многогранную жизнь на экране, которая будет радовать нашего зрителя.

А пока идет карантин, учусь у зарубежных коллег мастерству производства качественного контента.

- Какие темы в кино Вам интересны? О чем ещё хотели бы снять?

- Я сейчас заинтересован вопросами драмы в таких темах как семья, народ, вера, сила, власть.

- Что для Вас кино?

- Судьба человека.

- Спасибо за интервью!

Автор:  Зарина Смагулова

Фото:  из личного архива

Режиссер
Артем Ганцев
Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы