Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
23 февраля, 2021112

Манят горы, и туда глаза глядят

В 1973 году в стране Советов еще царил развитой социализм, и снималось только нужное кино. Идти против идеологических принципов было категорически противопоказано. А режиссер «Казахфильма» Виктор Пусурманов решил рискнуть, взяв в работу сценарий Сатимжана Санбаева по его же повести «Белая Аруана».

Фильм «Там, где горы белые» был снят в 1973 году и сразу лег на полку. Выпускать ленту в прокат комиссия отказалась, углядев в нем политическую подоплеку. Ведь в то время из Советского Союза, в том числе, Казахстана начали уезжать на свою историческую родину немцы и евреи. А по сюжету белая верблюдица Аруана постоянно стремится убежать от своего хозяина Мырзагали в местность, где появилась на свет.

Так что премьера фильма состоялась только в 1991 году в Москве на одном из конкурсных показов. Сегодня этот фильм можно смело назвать одним из ярких образов кинематографии нашей страны. В ней есть все: и строго выверенный сюжет, и великолепный актерский состав, и верно подобранная натура. Съемки велись в сельской местности близ Мангистау.

Главные роли исполнили Нурмухан Жантурин (Мырзагали) и Бикен Римова (Асима). Также в фильме заняты Наталья Аринбасарова (Макпал), Ануарбек Молдабеков (Марат), Мухтар Наймананбаев (Шолак).

Сегодня повесть «Белая Аруана» стала признанной классикой. Такой же классикой является и ее экранизация «Там, где горы белые». В фильме четко прослеживаются все тонкости человеческих взаимоотношений. Главный герой ленты Мырзагали, выйдя на пенсию, купил себе молодую белую верблюдицу. Он души не чаял в животном, только Аруана все время убегала, желая вернуться на родину, в местность, окруженную белыми меловыми горами. Мырзагали всегда догонял строптивую верблюдицу и возвращал в свой двор. А его жена Асима постоянно говорила: «Продай ее, зачем тебе с ней мучиться».

Непростые взаимоотношения сложились у Мырзагали и с соседом по имени Шолак. О них зритель узнает из уст главного героя. В молодости они оба любили Асиму, которая в итоге выбрала Мырзагали. Когда в 1941 году обоих мужчин призвали на фронт, у обоих родились дети. У Мырзагали появилась на свет дочь Макпал, у Шолака – сын Марат. Война окончилась. Соперники вернулись к мирной жизни стали восстанавливать экономику страны. Мырзагали пошел работать на буровую, Шолак стал скупать шкуры животных у сельчан. «Вот только часто он стал к моей Бикен на чай захаживать», - говорит Мырзагали. А тут и дети подросли. Макпал и Марат влюбились друг в друга, но Мырзагали был категорическим против их свадьбы. Макпал уехала учиться в город, там вышла замуж, но счастья не нашла.

Односельчане считают Мырзагали странным. «И как только Асима терпит его», - шепчутся соседки у колодца. А тому все равно, он больше занят заботами о любимице своей – белой верблюдице Аруане. Она уже выросла, пришла пора свести ее с самцом, чтобы получить потомство. Но верблюдица не принимает ни одного партнера, так как они другой породы. Тогда знатоки советуют Мырзагали подрезать верблюдице жилку на глазу. Только после этого все получается. Через положенный срок Аруана приносит, тоже белого, верблюжонка. К тому времени из города приезжает Макпал с ребенком. Она ушла от своего мужа. И лишь после этого Мырзагали соглашается на ее замужество с Маратом, сыном ненавистного Шолака.

Все эти переживания не проходят бесследно. Мырзагали попадает в больницу, после лечения он пересматривает свои принципы. И когда узнает, что Аруана с верблюжонком опять вырвалась на свободу, и даже плохое зрение ей в этом не помешало, отпускает их: «Пусть бегут».

Примечательно, что синхронный текст в фильме прочитал известный советский актер Иннокентий Смоктуновский. Он талантливо передал все оттенки диалогов, поэтому смотреть «Там, где горы белые» легко. Также интересно наблюдать игру актеров, в особенности Нурмухана Жантурина и Бикен Римовой, которые полностью вжились в свои роли. Кстати, все животные, занятые в фильме, тоже выглядят органично.

Сегодня лента стала хрестоматийной, пересматривать ее можно хотя бы для того, чтобы вспомнить, как жили казахстанцы 40 лет назад, о чем мечтали, чем руководствовались, и чем дорожили больше всего.

Режиссер Виктор Пусурмановс присущей ему мудростью постарался сделать фильм максимально советским. В нем можно увидеть не только быт мангистауских тружеников села, но и подвиг мангистауских нефтянников, мощь советской добывающей отрасли. В каждом десятом эпизоде на дорогах проезжают грузовики, доставляющие на буровые необходимые материалы и инвентарь.

Но и это не помогло, ленту признали опасной для демонстрации в широком прокате. И только благодаря решению нынешнего руководства «Казахфильма» у нас сейчас появилась возможность в любой момент посмотреть высококачественные фильмы отечественного производства. Что мы и делаем.

Автор:  Айгерим Болатова

Фото:  caravan.kz

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы