Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
23 февраля, 202159

Один в поле воин

В период перестройки и гласности перемены происходили во многих сферах бывшего Союза. Коснулись преобразования и казахстанского кинематографа. В ту пору как раз начали появляться фильмы так называемой «новой волны», которые собирали у экранов (если, конечно, их выпускали в прокат) огромное количество зрителей. Именно тогда, в 1990 году выпускники ВГИК студии Сергея Соловьева Александр Баранов и Бахыт Килибаев сняли свой фильм «Клещ» на базе объединения «Катарсис».

Нельзя сказать, что лента произвела революцию в отечественном кино. В те годы только такие фильмы и снимали. Однако «Клещ» и сейчас выделяется из общего ряда. Во-первых, его авторы сделали все, чтобы сломать принятые каноны, используемые их предшественниками. Во-вторых, они вынесли на первый план проблемы, которые в те годы предпочитали замалчивать. В-третьих, «Клещ» оказался весьма живучим – его смотрят и сегодня. Впрочем, отзывы самые разноречивые. Однако что можно ожидать от нынешних зрителей, многие из которых родились после 90-х годов и не знают всех трудностей тогдашней жизни?

Важно другое. Любое произведение, будь то книга или фильм, имеет право на существование. Баранов и Килибаев отважились на свой кинопроект, так как чувствовали в себе силы поднять его. А снимать кино уже тогда было невероятно сложно. Мы не знаем бюджет этого фильма, но в титрах можно прочитать фамилии известных в то время актеров. И безусловно, участие начинающей тогда Алики Смеховой сыграло не последнюю роль в успехе «Клеща».

В нем можно увидеть и много весьма смелых сцен, из-за которых фильм не рекомендуется для просмотра лицам младше 18 лет. Есть и настоящие операторские находки – эпизод с опрокинувшейся на дороге цистерной с живой рыбой.

Главную роль капитана милиции Адиля Ахтанова по прозвищу Клещ сыграл Абдрашит Абдрахманов. Советский и казахстанский боксер, мастер спорта международного класса, он охотно соглашался на участие в кинопроектах. И нужно признать, во многих своих образах актер смотрится весьма органично. Особенно, когда надо показать честность и целеустремленность такого персонажа, как Клещ. Абдрахманов честно выдержал все испытания ролью. Он продемонстрировал весь свой актерский и спортивный потенциал. Ведь по сценарию ему предстояло не только показать душевные переживания, эмоции, но также бегать в поле, водить машину, уходить от преследования, драться и стрелять из разного оружия.

Капитану Ахтанову хочется симпатизировать уже после первых эпизодов, в которых его обвиняют в убийстве. Понятно, что обвинение ложное. Клещ неудобен многим, он мешает представителям преступной среды, к нему с опаской относятся нечистые на руку коллеги. В противном случае, почему непосредственный начальник Ахтанова поручает ему, находящемуся под следствием, раскрыть убийство милиционеров, сопровождавших важный груз на дороге?

Сюжет фильма не изобилует оригинальными находками. Сценарист Бахыт Килибаев не стал особенно углубляться во все перипетии уголовного сыска. Но он много внимания уделил внутреннему миру Адиля Ахтанова. А у главного героя по жизни все сложно: и на работе, и в личной жизни. По сути, у него есть только одно близкое существо – собака. С женой (Жанна Куанышева) отношения давно порваны, с любовницей (Алика Смехова) пока ничего неясно, начальник управления (Артык Джаллыев) стоит поперек горло со своими непонятными приемами и загадками.

Но полученное задание надо выполнять. И Клещ со свойственной ему хваткой приступил к следственным мероприятиям. Он опрашивает свидетелей, осматривает тела погибших коллег, беседует с патологоанатом. Находит пропавший грузовик, водитель которого спровоцировал аварию на пустынной дороге.

Собственно, все повествование можно было вместить в одну серию. Но Баранов и Килибаев предпочли более растянутый формат, пытаясь показать, насколько сложны взаимоотношения главного героя с миром, в котором он живет или пытается выжить.

С какого-то момента Адиль начинает замечать за собой охоту. Теперь перед ним встает еще одна задача – узнать, кто главный охотник. Тем временем противник опережает его на шаг вперед, устраняя свидетелей и подозреваемых. Клещу удается до какого то периода прятать от врага врача-потологоанатома. Но его уберечь не получилось. Однако загадку он разгадал и нашел улики.

Вот только полученные знания оказались настолько опасными, что Ахтанов понял – в живых он в любом случае не останется. И выход один – устранить главного злодея. Им является полковник милиции, внешне очень похожий на Иосифа Сталина.

В фильме заметна хорошая работа оператора Николая Кириенко. Множество разнообразных планов выглядят выигрышно, не позволяя зрителю ни на секунду не отвлекаться от экрана.

Безусловно, авторы «Клеща» постарались сделать все, чтобы показать все неприглядные стороны советской действительности. Это и убогость быта, и захламленные задворки, и упадок на автобазе. Все то, что сопровождало и сопровождает нашу жизнь до сих пор. Все эти приемы присуще в некоторой мере голливудским режиссерам. И это подражание многими кинокритиками отмечается, но не порицается. Как и слишком явные  рефлексии главного персонажа. Да и слова уже из песни никак не выкинешь. Ведь тогда и мелодия потеряет свое очарование.

Кстати, капитан Ахтанов в фильме говорит голосом советского и российского актера Валерия Кравченко, который в 1961 году стал чемпионом Белоруссии по боксу среди юниоров. Пригласили его для этого дела, судя по всему, неслучайно. Все тонкости и особенности дикции хорошего боксера может передать только боксер. А начальника полиции озвучил не менее известный Иван Краско, также великолепно справившийся с поставленной задачей.

 

 

 

Автор:  Айгерим Болатова

Фото:  kino-teatr.ru

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы