Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
01 июня, 2020441

Режиссер Мадина Алимкан: «Мне нравится армия» 

А знали ли Вы, что режиссера-постановщика отечественных телесериалов Мадину Алимкан, однажды призвали в армию? Чем все закончилось и как это отразилось на ее творчестве? Об этом и не только рассказала режиссер, а также кастинг директор многих казахстанских кинокартин в своем интервью видео-порталу Kaztube.kz

Если мы не ошибаемся, Вы в кино уж более 10-ти лет. Расскажите, с чего начинались Ваши первые шаги в этой сфере?

- Да, в кино я работаю 10 лет. Однажды, когда я практиковала в театре, в грим цехе, меня пригласили поработать на съёмочную площадку. Впервые попав на площадку, я влюбилась в кино и дала себе слово, что стану вторым режиссером. Спустя полтора года я получила сертификат второго режиссера, обучившись на курсах вторых режиссеров при киностудии «Казахфильм» у Геннадия Земеля. Появилась возможность попробовать свои силы на деле, работая одновременно на разных площадках и в разных позициях. У режиссёра Дамира Манабая я работала в качестве хлопушки, у Жанны Исабаевой я поработала кастинг директором, администратором, директором картины, вторым режиссером. Это была удача. Потом я попала к Ерлану Нурмухамедову. Именно он обучил меня на практике работе второго режиссера. Я очень благодарна своим учителям за бесценный опыт, благодаря которому сегодня являюсь режиссером постановщиком и могу воплощать свои идеи.

- Вы являетесь режиссером кино. Скажите сколько у Вас за плечами уже отснятых Вами картин?

- Как режиссер-постановщик я сняла три телесериала, сейчас нахожусь в процессе производства следующего теле- продукта.

- Год назад сообщалось, что Ваша картина «Әскерден хат» в 2020 году будет транслироваться на телеканале «Qazaqstan». Однако премьера сериала так и не состоялась. Почему? Расскажите, о чем картина и как скоро зрители смогут ее увидеть?

- Да, в 2019 году мы снимали 20-ти серийный телесериал для телеканала «Qazaqstan», который называется «Әскерден хат». Телеканал приурочивал ее к празднику Вооруженных сил Казахстана. Даже поставили в план показа, а потом убрали. Не знаю почему. Когда мы связались с работниками телеканала, то они обещали нам, что он обязательно будет в эфире.

Фильм «Әскерден хат» про дружбу отцов и их детей, которые вместе учатся в школе, выросли в одной среде, призываются в армию. Затем, попав в одну воинскую часть, пройдут много испытаний, помогая друг другу, тем самым закрепляя свою дружбу. Фильм направлен на аудиторию до 18-ти лет с целью привлечения молодежи в армию. Чтобы привить у нее чувство патриотизма, показать, что служба в армии - долг каждого мужчины. Что служба не такое уж страшное дело, как описывают ее в народе. Именно в армии, далеко от дома, без поддержки родителей, проявляется мужской характер и закрепляется настоящая дружба.

- У Вас есть еще два теле проекта. Это – сериалы «Өсиет» и «Туған жер». Расскажите, о чем они повествуют?

- Телесериал «Өсиет» был снят в 2018 году по заказу телеканала «Qazaqstan». Он расчитан на аудиторию от 16-ти лет и выше. Фильм рассказывает о ценности отношений в семье, о приоритетах, воспитании, традициях. О том, как мельчайший обман, даже из лучших побуждений, может разрушить судьбы и даже убить. Как погоня за материальными благами может обесценить духовное и привести к трагедии, опустошению, краху.

Телесериал «Туған жер» был снят в 2018 году по заказу Министерства культуры и спорта РК, который потом транслировался по телеканалу «КТК». Этот фильм про то, как парень уехал из аула в город. Возвратившись в аул на время, он понимает, что оказывается там намного лучше. Люди - процветают, не теряя при этом своих духовных ценностей. Чувство патриотизма в них намного сильнее, нежели в людях, которые бросили свои земли, уехали в город, потерявшись в нем. Фильм про казахские традиции, патриотизм, отношения детей с родителями, воспитании, про возрождение давно утраченного. Цель фильма - привлечь молодежь Казахстана в аулы для поднятия производства, животноводства, земледелия, напомнить о том, что корни наши в ауле, что именно там мы настоящие и свободные.

- Судя по последним Вашим работам, мы видим, что тематика фильмов в основном посвящена военно-патриотическому воспитанию. Так ли это? На какие темы Вам больше нравится снимать?

- В последнее время - да. (улыбается) В прошлом году мне предложили снимать фильм про армию, в этом году - детективная драма, спец. агенты, полиция. Некоторые (и вы в том числе) спрашивают: - «Почему ты, а не мужчина?». Хочу ответить: Не знаю. Может быть потому, что во мне много мужского? При этом я остаюсь настоящей женщиной (улыбается). Я просто всегда мечтала служить, даже призывалась в армию в 18 лет (правда служить долго не пришлось). Мне очень нравится военная тема. А так же все, что связано с формой, дисциплиной и патриотизмом. Когда мы снимали "Әскерден хат", офицеры говорили: - Мадина, Вам нужно работать в армии, пойдемте к нам! (смеется) На мой взгляд во всем, что мы производим и показываем телезрителю, должен присутствовать глубокий смысл, учение, объяснение. Зритель, посмотрев эпизод клипа, фильма, телесериала, ролика и т.д., должен вынести для себя что-то полезное, иначе наша работа, как режиссеров, людей культуры бесполезна. Если мы можем помочь хотя бы одному человеку через сюжет - то это уже победа. Еще я придерживаюсь одного своего правила - добавлять в сюжеты национальные нотки: словами, реквизитом, использовать традицию в сцене, тем самым напомнить о том, что мы – казахи. Я очень толерантна, имею много друзей разных национальностей, обожаю разные традиции и культуру других народов. Но, тем не менее, я - патриотка своего народа и хочу, чтобы возрождалась национальная культура и традиции казахов, которые, к сожалению, пытались стереть на протяжении 70-ти лет. Чтобы наши дети знали и чтили их, передавая своим потомкам. Помимо школы и семьи это должны нести средства массовой информации, а это и есть мы - бойцы невидимого фронта. (улыбается)

- Изучая Вашу биографию, среди работ мы увидели такие кинопроекты как «Кенесары хан». Это ваш дебютный фильм как режиссера-постановщика?

- Нет, как режиссер-постановщик, я еще не снимала полнометражные фильмы. Но сейчас у меня есть команда и мы открыли свою компанию "FLOWproduction". У нас уже есть заказы и первые работы. Даст Всевышний, у нас будет дебют полнометражного фильма, который мы еще с вами обсудим и представим зрителям.

- Вы снимаете как сериалы, так и полнометражные и документальные фильмы. С каким форматом легче всего работать?

- В каждом формате есть свои подводные камни и сложности. Телесериал - это очень большой темп, ритм. Там очень жесткие дедлайны. В полнометражной картине сложность в том, что там подача совершенно другая- нужно больше действий, в нем больше творчества. Наши киношники многие любят работать на полнометражных картинах. На мой взгляд, полный метр – это сложно, сложнее чем телесериал или документальный фильм.

- Как мы знаем, Вы еще и актриса. Какая из Ваших ролей Вам запомнилась больше всего и почему?

- Я не профессиональная актриса. Просто получается, и кастинг-директора иногда приглашают на роли. В основном стараюсь сниматься в эпизодах, потому что не могу полностью занять себя на какую-то определенную роль. Работа режиссера не позволяет выделить много времени актерству. Самая яркая роль - это роль «мамы» в полнометражной картине «Нагима» режиссера Жанны Исабаевой. Это была моя первая и самая сложная роль, в которой я играла отрицательную героиню. Картина завоевала три гран-при на крупных кинофестивалях мира и еще много призов в других номинациях на разных кинофестивалях. Помню, как-то Жанна Исабаева приехав с очередного кинофестиваля сказала: - Мадинка, ты знаешь, что ты в Европе очень популярная актриса, тебя там все знают. (улыбается) Были еще другие роли, роли яркие, хорошие, но вот эту я никогда не забуду.

                 кадр из фильма "Нагима"

- В какой роли бы Вы еще снялись?

- Всегда мечтала и до сих пор мечтаю играть женщину в форме, которая работает в органах, МВД, КНБ, армии. Так получилось, что я сейчас снимаю именно про КНБ. Но не смогу участвовать в нем как актриса, потому что я режиссер-постановщик и мне просто некогда будет там играть. (улыбается)

- В нескольких вышедших уже работах Вы выступали в роли кастинг директора. Расскажите о специфике этой деятельности. Говорят, работая над выбором актеров, нужна определенная чуйка. Как Вы понимаете, что актер подходит или не подходит для той или иной роли?

- Работая кастинг- директором я всегда опиралась на чувства, на интуицию. То есть я смотрю на актера и чувствую, что он сможет, а что нет. Если веришь актеру, если он выжал из себя эмоции, значит сможет. Ну, обязательно типаж должен подходить и т. д.

- Какие критерии обычно применяются при выборе актеров на главные роли?

- Прежде всего, для того, чтобы выбрать актера, нужно знать четко желания режиссера, нужно прочитать сценарий , актерскую библию. Нужно понимать какого должен быть темперамента человек, какого внешнего вида и какого характера. Прежде всего с этого все и начинается. Потом уже определяешь актера именно, когда создаешь актерский ансамбль. Они должны быть разные, в то же время они должны подходить друг другу и в этом обязательно опираешься на интуицию. Я работала так. Хотелось бы сказать, что актеры, которые хотят пройти на роль должны очень много над собой работать. Потому что есть такие актеры, которые закрепляют за собой амплуа, вот «я бандит и я бандит», и все. А ты понимаешь, что в душе он не бандит и можно вытащить из него совсем другой характер. То есть для того, чтобы пройти кастинг, нужно просто жить и верить в эту роль. Если актер приходит и просто заучивает текст, то ты понимаешь, что он просто играет, не проживая эту роль внутри себя. В таком случае шансов у него мало.

- Что самое интересное в работе кастинг директора?

- Мне очень нравилось работать кастинг директором. Почему? Потому что ты каждый день встречаешься с разными рода людьми, с актерами. Когда ты выбираешь актера и замечаешь, как он меняется на каждом этапе производства. Метаморфоза актера -очень интересный процесс. Есть такие актеры, которым не нужно играть, которые молча смотрят на тебя взглядом, и ты понимаешь, что это его роль. Это тоже интуиция. Это такая черта, которой обладает каждая женщина. Женщины используют ее по-разному. Я вот использую это в своей работе режиссера и кастинг директора.

- С чего начать начинающему актеру, чтобы появиться на экране?

-Нужно учиться и много работать. Профессионалы каждый день работают над собой. В моей практике были случаи, когда мы актеров находили на улице. Жанна Исабаева говорила, что человек посторонний, который совсем не актер, сыграет намного лучше, чем профессиональный актер. Потому что он не будет врать. То есть он будет играть самого себя. Есть несколько человек, которых я лично привела с улицы, и они стали знаменитыми. Сейчас играют дальше, продолжают актерскую карьеру. Я тоже не имею режиссерского образования и стала режиссером благодаря тому, что много практиковала на площадке, училась и до сих пор учусь. Случайностей не бывает. Волею судьбы, оказавшись в кино, я решила освоить азы режиссуры. Благодаря труду, упорству и самообучению смогла реализовать себя в этой индустрии. Всегда перенимала опыт у мэтров, слушая каждое слово, читала литературу, просмотрела в «YOUTUBE» кучу обучающих роликов и так далее. Но самый бесценный опыт я приобрела благодаря работе второго режиссера. Это главнокомандующий всей съемочной площадки. И это помогло мне пересесть в кресло режиссера. Это мой опыт, но я не забываю всех людей , которые окружали меня, помогали, продвигали, рекомендовали и, благодаря которым, состоялся мой творческий путь.

- Недавно Вы приглашали желающих на свой авторский курс «Организация и проведение видеосъемки или кто такой второй режиссер». Курс в онлайн формате планировал начаться в конце апреля. Как все прошло?

- Я обычно провожу курсы вторых режиссеров у себя в студии. Уже выпустила третий курс. Онлайн обучение было для меня новым опытом. Мне даже понравилось. Думаю осенью продолжу. Это были люди из разных профессий и разного возраста. Десятилетний опыт в кинопроизводстве сжато передать в коротком курсе нелегко. Тем более онлайн, но думаю мы справились. Курсы я провожу вот уже 2 года. У меня есть ученики, с которыми я до сих пор держу связь, это очень интересные люди, которые работают в сфере кино, на телевидении, журналисты, музыканты. Это люди, которые для себя хотят открыть новые возможности, чтобы потом воплотить свою мечту в реальность.

- Планируете ли продолжать подобные курсы и в будущем?

-Да. После того, как у нас закончится сезон нашего съемочного периода. Ведь с весны до осени мы снимаем, а зимой сидим дома и пишем сценарии. Осенью буду набирать новую группу.

- Скажите над чем сейчас Вы работаете?

- В данный момент я работаю над производством телесериала по заказу телеканала «Хабар». В этом фильме два жанра: детектив и драма. Автор идеи - продюсер Жанна Абишева. Мы сейчас находимся в стадии подготовительного периода. Очень сложная тема. Мы будем освещать операцию «Жусан» которая, как вы знаете, проходила в прошлом году, когда спецслужбы возвращали наших граждан, "заблудившихся", можно сказать так, из Сирии.

- Когда Ваши новые работы, после открытия кинотеатров мы сможем увидеть на больших экранах?

- Надеюсь, что придет время и зрители увидят мои работы на большом экране. В данный момент я снимаю телесериалы, но хочу сказать вам самое главное - для меня творчество – будь то полнометражная картина, телесериал, социальный ролик, реклама, или музыкальный клип. Я получаю удовольствие от того, что снимаю какие-то сюжеты, эпизоды, вкладываю в него всю душу, всю свою психологическую базу. Хочется показать зрителю ошибки, которые совершают другие, чтобы они их не повторяли. То есть пытаюсь нести какое-то воспитательный характер в продукцию, которую я делаю.

- Спасибо за интервью!

Автор:  Зарина Смагулова

Фото:  из личого архива режиссера

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы