Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
27 июля, 202120

Умный человек добрым словом учит, а не плеткой

В советском кинематографе немало фильмов о становлении советской власти в Средней Азии: «Красная юрта», «Мы из Семиречья», «Следы уходят за горизонт», «Райхан»… Перечислять можно бесконечно. Фильм Андрея Кончаловского «Первый учитель», снятый в 1965 году, относится к этому списку лишь на первый взгляд. Это второй проект молодого режиссера после киноленты «Мальчик и голубь» (1961 год). Следующим станет нашумевший фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 20 лет ждавший своего триумфа на мосфильмовской полке. «Первый учитель», судя по всему, был последней ступенькой к реализации творческого потенциала Кончаловского.

Экранизировать произведения Чингиза Айтматова всегда не просто. Гениальная и поэтичная проза этого писателя только на первый взгляд легко вписывается в киноформат. На самом деле в ходе съемки очень трудно передать духовную составляющую прозы. На наш взгляд молодому Кончаловскому удалось сделать невозможное и с потрясающей точностью передать смысл, заложенный Айтматовым в повесть «Первый учитель». Правда, пришлось отказаться от нескольких штрихов и деталей, но это лишь пошло на пользу фильму.

Над сценарием работали Андрей Кончаловский, Чингиз Айтматов и Борис Добродеев. Оператор Георгий Рерберг обеспечил прекрасный видеоряд черно-белого кино. Лента рассказывает о том, как в отдаленный киргизский аул по направлению от краевого совнаркома приехал молодой комсомолец Дюйшен. Ему поручено открыть в ауле школу и учить грамоте детей. За свою недолгую жизнь парень успел побывать в боях, воюя за Советскую власть, поработать на партийной работе. Он умеет читать и писать, и, по мнению краевого руководства, этого достаточно, чтобы учить аульских ребятишек грамоте.

Жители аула встречают молодого учителя насмешками. Они веками жили здесь, не умея ни читать, ни писать, что не мешает им пасти овец в горах и возделывать землю. Однако детей в школу, открытую в кошаре, детей отпускают. Правда, Алтынай Дюйшен отводит в школу практически против воли ее тетки, которая мечтает выгодно выдать замуж четырнадцатилетнюю племянницу-сироту.

Заметно, что Дюйшен не знает, как организовать учебный процесс, он сам еще многому должен научиться. Но с энтузиазмом взялся за работу: рассказывает детям о Ленине, учит их труднопроизносимым словам «революция», «марксизм», «социализм». Дети со временем узнают, что главными врагами Советской власти являются «буржуи» и «контрреволюционеры».

С наступлением холодов дорога в школу становится трудной, так как на пути к кошаре протекает горная речушка, переходить которую приходится вброд. Дюйшен мужественно переносит детей на противоположный берег, а потом принимается сооружать переправу из булыжников. Местные жители смотрят на него, и ни у кого не возникает мысли помочь учителю. Таков здесь менталитет – не вмешиваться в дела, которые тебя не касаются.

Зато местному авторитету баю Нармаганбету учитель Дюйшен и его школа не по нраву. Он пытается помешать учебе. Однажды даже загнал баранов в класс, но Алтынай и другие дети выгнали скотину прочь. Единственный, кто поддерживает представителя новой власти, это Картынбай. Его мудрые советы и наставления дают Дюйшену силы продолжать свое начинание: «Умный человек добрым словом учит, а не плеткой».

В фильме есть рассказ о тополе, растущем в центре аула. Когда-то Картынбай увидел небольшой росток, появившийся из земли. Его могли бы съесть бараны, затоптать люди. Но Картынбай огородил растение и не никому не позволял сломать его. С годами из небольшого ростка вырос красавец-тополь, который стал достоянием всех жителей аула.

Эта притча давала Дюйшену надежду на то, что его начинание со временем станет главным достоянием села, жители которого могут нечаянно наступить на нежный росток и не дать ему набраться сил.

Постепенно молодой учитель обретает авторитет у местного населения. Он спасает Алтынай он насильного замужества, когда бай Нармагамбет делает девочку своей женой. После ареста бая Алтынай не может вернуться к тетке. Она нарушила закон предков, ушла от мужа, опозорила род. Но Советская власть чужда старым законам, она берет девочку под свою защиту. Дюйшен отводит Алтынай на станцию, сажает на поезд, который отвезет ее в Ташкент. Там Алтынай будет жить в детском доме, учиться и работать. А потом поступит в училище и получит престижную профессию.

И здесь Андрей Кончаловский не упустил возможность показать свою индивидуальность в передаче сюжетной линии «Дюйшен – Алтынай». Заметно, что девочка и молодой учитель симпатизируют друг другу. Алтынай привязалась к учителю, как к человеку, от которого увидела реальную заботу о себе. До сих пор она была лишь рабыня в доме тетки. А сейчас почувствовала себя нужной кому-то. Дюйшен же просто влюбился в красивую девочку, обещавшую через пять-шесть лет стать настоящей красавицей. Ведь только это могло его заставить поддаться мимолетному порыву, и по-взрослому поцеловать Алтынай у поезда. Он должен был тоже уехать в Ташкент, но передумал и вернулся в аул, где застал сгоревшую школу и обезумевших от горя родителей одного из его учеников. Мальчишка погиб, пытаясь спасти из огня учебники и тетради.

Конечно, жители аула во всех бедах обвинили Дюйшена. А тот всем своим видом показал, что не собирается сдаваться и уходить из этих мест. Он увидел топор, взял его в руки и стал рубить тополь, чтобы из него построить новую школу и продолжить учить детей. Старый Картанбай тоже взял топор и пришел на помощь человеку, уничтожавшему труд всей его жизни. Но тополь должен послужить благому делу…

Так, под стук топоров и заканчивается фильм. Это своеобразный гимн началу новой эры, ведь именно так в ауле появится очаг знаний, который через несколько десятилетий превратится в современное здание школы.

 На роль главного героя режиссер выбрал казахстанского актера Болота Бейшеналиева.  образ Алтынай, от имени которой идет повествование в первоисточнике, прекрасно передала актриса Наталья Аринбасарова. Для нее это был дебют.

Также в картине снялись Идрис Ногайбаев (бай Нармагамбет), Кирей Жаркимбаев (Картынбай), Даркуль Куюкова (тетя Алтынай). В русскоязычной версии фильма роли озвучивали в том числе Георгий Вицын, Евгений Весник и Клара Румянова.

В 1966 году «Первый учитель» принял участие в Венецианском кинофестивале, где получил серебряную медаль и Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Наталья Аринбасарова). В этом же году лента получает премию на II Международном кинообозрении «Капитолийский Юпитер» в Риме, а также приз всесоюзного кинофестиваля в Киеве. В 1967 году фильм удостоен специальной премии жюри международного кинофестиваля в Йере (Франция).

Автор:  Айгерим Болатова

Фото:  фото с просторов интернета

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы