Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
28 сентября, 202097

В схватке со смертью

Идея создания фильма «Шал» принадлежит Маулену Ашимбаеву. Фильм «Шал» - одно из знаменитых произведений режиссера Ермека Турсынова. Съемки начались в феврале 2011 года в Алматинской области и закончились ровно через год. В картине главные роли сыграли актеры Ерболат Тогузаков и Орынбек Молдахан.

Нагрянувшие охотники отрывают дедушку Касыма от просмотра по старенькому телевизору футбольного матча между командами «Реал Мадрид - Барселона». Образ настоящего старичка с добрым и излучающим тепло лицом  сыграл Ерболат Тогузаков. Завязывается диалог между охотниками и стариком. Охотники интересуются, как проехать в долину «Холодная падь», дед сразу же понял, что им нужны волки. Однако старик предостерег охотников, что сейчас не стоит охотиться на волков, так как у них молодняк пошёл: "Нельзя стрелять в волков, потому что они только ощенились".

В картине затрагивается  извечный вопрос – конфликт поколений. Дедушка называет внучка Ералы – Шайтанбеком, которого сыграл Орынбек Молдахан. А внучек в свою очередь не послушается деду в делах домашних. Мама Ералы призывает сына быть более снисходительным к аксакалу ввиду его пожилого возраста.

В ночь визита охотников старец видит сон-видение. Ему приснилась волчица со своими детенышами. Фильм изобилует множествами смешными моментами. Так, на следующее утро дед с внуком, обозначая отару овец, дают овцам игровые номера именитых футбольных игроков прошлого, так как, по словам старца, нынче многие вещи воспринимаются не так, как это было раньше, и футболисты не те, что в прошлом.

Дедушка верхом погнал овец на дальнюю зимовку. Внук поехал с соседом Исабеком, который ранее попросил и своих овец отогнать на зимовку. Внезапно погода в степи резко меняется – опускается густой туман, резко похолодало и пошел первый снег.

Внук волнуется за своего дедушку, и тут зрителю становится ясно о существовании крепкой эмоциональной связи между дедушкой и внучком.  К поискам Касыма приступают только утром. Дед – бывалый, и знает округу как свои пять пальцев. Находит безопасное место переждать непогоду. В эту же ночь охотники безразборно палят из охотничьих ружей по обнаруженному волку. Касым слышит пальбу и сразу понимает, чьи это выстрелы.

Наступает и вторая ночь блуждания старца. Касым осознает, что забрел очень далеко от родных мест. В поиске убежища он находит старый мавзолей - «Дом золотоволосой Алтынай». Старик питается травами, ягодами и зернами,  что находит в степи. Он не падает духом, шутит с овечками. Внезапно вздрагивает лошадь Касыма Орлек, в кадре в высокой траве появляется волк. Но дед Касым не сышит ничего, он видит сон о своей матери. Наутро старик обнаруживает, что волки загрызи его любимую лошадь. А Ералы и Исабек в поисках деда натыкаются на одного из охотников, который насмерть замерз в ту студеную ночь.

Районное подразделение службы Министерства чрезвычайных ситуаций объявляет Касыма в розыск. Мать хочет забрать Ералы домой, но мальчик отказывается. Внук намерен найти своего дедушку. В это время Касым находит внедорожник охотников. Они покинули его и оставили открытым. Поисковая команда МЧС идет по следам старца.

А тем временем перед взором старика Касыма из тумана появляется стая волков. Дед в смертельном ужасе. Но он не впадает в панику. В ту же минуту хватает самую старую из овец и безжалостно перерезает ей горло. Эта жертва и спасает ему жизнь. Волки набрасываются на истекающую кровью овцу. Старец теперь на тропе войны. Первостепеннейшая цель – это выжить и спасти отару. Дедушка окружает  отару сухостоем. Он не сомневался, что и в эту ночь волки придут по его следам. И они пришли.

Зная о том, что зверь боится огня и дыма, старик поджигает ветки. Это отпугивает большинство хищников, но один из них все равно бросается на отару и утаскивает одну из овец. Дедушка Касым бросается вслед за волком и в борьбе отбивает овцу у хищника. Вся стая отступает. Как выясняется, у овцы подоспели роды, и она приносит на свет ягненка.Дед, не изменяя своей привычке обзывать овец именами футболистов, прозвал его Марадоной.

Наступает очередное туманное утро. Дед, уверенный в том, что он на верном пути, продолжает движение. Какого же было огорчение старца, когда он обнаруживает, что заблудился и ходит по кругу. Старик в отчаянии, в безысходности и монологом взывает Всевышнего о помощи. Он говорит с Богом о жизни, о грехах, о вере... «Хочешь, выучу твою самую знаменитую молитву? Ты этого хочешь?» - обращается он к Богу.

Неожиданно мольбы старца прерывает резкий звонок мобильного телефона одного из погибших охотников. Из трубки звучал встревоженный женский голос, ищущий владельца телефона. А туман тем временем сгущался. Дед Касым обнаруживает последнего из выживших охотников, которого сыграл Исбек Абильмажинов, - к тому же раненным в ногу. Выяснятся, что охотники  постреляли молодняк стаи – это и послужило поводом для кровавой мести главаря стаи – разъяренной волчицы.

Дед и охотник переживают очередную ночь вместе. Старик не бросает раненого охотника, тащит его через степь к дороге. Они хотят перейти реку. Но сделать это не удается. Охотник по неосторожности падает и его уносит бурный поток. Старик, не раздумывая, бросается ему на помощь. Дед спасает человека, но теряет большую часть от своей отары. Волки, воспользовавшись моментом, загрызли большинство овец. Наступила ночь, дед и охотник затевают разговор о Боге. И в этом разговоре раскрывается вся сущность охотника – вся его тщеславная натура.

Утром старик и охотник подходят к обрыву и прыгают вниз, спасаясь от волков. Волки следуют по их пятам. Старик Касым остается лицом к лицу, один на один со стаей хищников. И вот старец вступает в смертельную схватку с волками. Как только одного из волков он зарубил топором, на него набрасывается другой волк. Раненный укусом в руку старик смертельной хваткой впивается в горло хищнику и изо всех сил душит его. Хищник повержен. Но тут подходит сама волчица. Старик Касым, понимает, что в битве с крупным хищником ему не победить. Касым отчаянным взглядом зверя  смотрит на волчицу, волчица отчаянным от горя матери, которая потеряла своих детей, взглядом смотрит на человека. Сцена, где встречаются лицом к лицу старик и мать-волчица превосходны. Кажется, этот кадр и запомнился всем, кто смотрел этот фильм. Здесь, на дне впадины – столкнулись два зверя. Один из них, хищник по натуре, другой – озверевший от пережитых страданий человек.  Человек прочел во взгляде волчицы всю боль за гибель своих детенышей. Щенята хоть и самого кровожадного хищника на планете – это все же самые любимые дети для своей матери. Волчица же увидела во взгляде старика непоколебимость. Старик готов был умереть, но сдаться.

Финал картины впечатляющий. Возможно, это один из самых трогательных сюжетов в истории казахского кино. Старик слышит рев двигателей, из последних сил поднимается вверх по обрыву. Он видит спасателей, но у него нет сил промолвить и слова, чтобы кто-то его услышал. Спасатели уже начали покидать местность и сворачивать поисковую операцию.  На протяжении всей картины и в одни из самых трудных моментов дед вспоминал своего любимого внука. И в этот раз он мысленно позвал Ералы. И чудесным образом что-то подтолкнуло мальчика отделиться от поисковой группы и пойти осмотреть обрыв. Там и находит внучек своего окровавленного дедушку.

 Тем временем к старцу уже приходят видения. Это третье видение на протяжении фильма. Режиссер картины с каждым видением готовил зрителя к приближающейся кончине главного героя. Какими средствами это добивалось? Зритель понимает, что матери старца уже давно нет в живых, и она зовет его к себе в мир иной.

Ералы шутками, уговорами и настоящим мужским характером приводит дедушку в чувства. Вытаскивает деда к спасателям. Сценарий держит зрителя до последнего. Зная о травмах, полученных стариком, он мысленно попрощался с главным героем. Однако у каждого зрителя в глубине души была надежда на то, что дед выживет. Выживет как в награду за те страшные страдания, которые он пережил.

Немые финальные кадры красноречивее любых завершающих высказываний или диалогов героев. Волчица покидает поле брани и уходит вдаль, за ней плетется еще совсем маленький, видно недавно только родившийся волчонок. А на другом плане человеческий детеныш тащит за собой своего деда.

Кинофильм «Шал» в чем-то перекликается с повестью Эрнеста Хэмингуэя «Старик и море». Сюжет обоих произведений - о противостоянии человека силам природы. Если в оригинальном произведении, место, где происходит всё действие героев Хемингуэя – это бескрайний океан, в адаптированной экранизации Турсынова местом действия выступает бескрайняя как океан степь. Если в роли врага и противостоящей силой в книге был огромная зубастая рыба, то  создатели киноленты выдвинули степных убийц - волков. Что неизменно – это другая сила природы – погода. В обоих произведениях ей отводилась отдельная роль. Радовавшая вначале, погода превращается в настоящее стихийное бедствие, и как подобает, играет на стороне природы. Если одинокий человек может победить хищника и зверя, но в противостоянии с самой погодой человек бессилен.

Безусловно, еще можно находить очень много между книжным оригиналом и адаптированной экранизацией. Внимательный зритель может отметить для себя, что сценарий фильма очень похож на сюжет произведения "Боран" Тахауи Ахтанова. Однако хочется привести еще одну более интересную аналогию и сравнить фильм с этим художественным произведением. Есть еще одно произведение великого Шынгыса Айтматова - «Плаха». У него тоже много общего с кинокартиной «Шал».

И у казахского, и у братского нам кыргызского народа особое почтительное отношение к волкам. Оба народа имеют в своем лексиконе множество имен волков, таких как «арлан» или «кок бори». Айтматов пошел ещё дальше и персонализировал волчицу, дав ей величественное имя - Акбара. В фильме умудренный жизненным опытом старик знал, в какое время можно идти на серого, а в какое не стоит. Старец не раз сожалел, что указал дорогу охотникам, а всего лишь предостерег их об этом. Аналогичная ситуация произошла и в книге Айтматова. Завистливый и тщеславный Базарбай крадет только недавно появившихся на свет щенят из вольчьего логова. Следы приводят волков-родителей к людям, и тут начинается яростная месть хищников за своих детей.

И фильм, и книга хорошо иллюстрируют причинно-следственную связь между человеческим безрассудством и ужасными последствиями от этого. Авторы также напоминают нам, что человек не имеет никакого морально права вести себя неуважительно по отношению к представителям царства животных. Более того, как оказалось, и технологические достижения не дают человеку преимущества в противостоянии с силами природы. Это  доказывают и Шынгыс Айтматов в повести «Плаха», и Ермек Турсунов в фильме «Шал». Как никакая техника и средства не смогли извлечь тело друга Бостона из ледяных оков гор Тянь-Шаня, так один из самых современных и мощных внедорожников не уберег охотников из фильма от клыков волчьей стаи.

Оба автора затрагивают один из самых наиважнейших вопросов современности – негативное влияние человека на природу. Деятельность человека губительно влияет на природу. Это влияние видно и на примере изменения климата и на сокращении популяции многих особей. Это видно на всем протяжении фильма. Опытный пастух, как это утверждают знающие его односельчане, несколько раз вводился в заблуждение кознями погоды. Климатические условия в регионе поменялись, вследствие этого пастух не успел откочевать отару на зимовку до наступления морозов. Также необычный туман, державшийся несколько дней, водил старика по кругу.  А айтматовские персонажи повествуют о когда-то былом величии и многообразии флоры и фауны среднеазиатского региона.

Как писатель прекрасно манипулирует чувствами читателей, так и режиссер управляет отношением зрителей к хищникам. В книге читатель начинает вместе с Бостоном ненавидеть волчицу Акбару за ее непрекращающиеся вой на протяжении ночей. Но потом читатель проникается всей той всепоглощающей материнской горечью и встает на сторону волчицы-матери. Похожие чувства испытывает и кинозритель по ходу просмотра кинокартины. Зритель всем сердцем болеет за деда Касыма, но ближе к концу фильма он готов принять смерть Касыма в качестве платы за смерть молодняка стаи. Ведь старик в какой-то степени тоже косвенно виноват в том, что баланс в природе был нарушен.

Когда мы говорим о балансе сил в природе, мы подразумеваем равновесие и завершенность. В обоих произведениях в итоге обе волчицы получили свое успокоение. В глазах Акбары мы видели торжество справедливости и свободу. То же - удовлетворенность от наказания виновных была и в глазах волчицы из киноленты «Шал». Конец у историй разный, но поучительно наглядный. Теперь читатели, пропустившие их через себя, понимают, природа очень жестока, но так же и справедлива.

В картине «Шал» также затрагивается тема быта на селе, то есть, в каких условиях люди живут в сельской местности. Села по всей стране в упадке. К примеру, в драме «Шал», старик смотрит свой древний телевизор с прошлого века. Острота данного вопроса хорошо видна в и кинопроизведении «Оралман». В драме приводятся несколько превосходных параллелей и примеров символизма. Так, режиссёр обостряет момент эмоционального напряжения в кадре. Один из таких моментов связан с заселением семьи оралманов. Когда-то старик покинул родной аул и родную юрту в поисках убежища. И вот когда вновь настал долгожданный момент возвращения на историческую Родину, для заселения оралманов встречают те же белые юрты, но только в этот раз из камня. Хотя с тех пор прошло немало времени, с казахской земли люди уже больше полувека запускают человека в Космос. Актуален на сегодняшний день и вопрос увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными.

Стоит отметить несколько технических моментов в производстве киноленты «Шал». Во-первых, это недостаточность музыкального сопровождения картинки немножко делает фильм сухим. В фильме не хватает музыки, однако создатели картины реабилитируются уже к середине фильма. Во-вторых, очень радует то, что за весь съемочный процесс фильма ни одно животное не пострадало. Это, наверное, говорит о мастерстве режиссера и всей съемочной команды.

Хочется немного поведать читателю о роли, которую картина оказала на своего создателя и исполнителя главной роли. Для казахстанского зрителя кинокартина «Шал» - это именно тот фильм, который прославил Ермека Турсунова как талантливого режиссера и сценариста. Драма завоевала премию «Ника» за лучший фильм СНГ и Балтии. Как отмечает режиссер фильма Ермек Турсынов, сцены нашествия волков и борьбы с ними были самыми сложными. Для таких эпизодов специально были привезены  пятнадцать волков из российского города Брянск. Как известно, кадры  борьбы со стаей диких животных происходили без участия в них дублеров. Актер Ерболат Тогузаков сам исполнил все трюки. Вначале главная роль была предложена известному актеру Асанали Ашимову. Но из-за трудностей съемок Асанали Ашимов отказался от данной роли.

Драма «Шал» самым положительным образом повлияла на судьбу Ерболата Тогузакова. До фильма "Шал" Ерболат Тогузаков не был таким популярным актером как сейчас. До дебюта в главной роли, он сыграл несколько эпизодических ролей в таких фильмах, как "Келин", "Небо моего детства", "Подарок Сталину".  После премьеры кинокартины исполнитель главной роли получил большую известность и был приглашен на роли множества отечественных кинолент. В одном из своих интервью Тогузаков признается, что посмотрел фильм только после окончания его финального монтажа. Он тогда ещё поделился своими чувствами от просмотра киноленты и сказал, что очень сильно переживал за своего героя.

Автор:  Фариза Калимурзина

Фото:  capital.kz

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы