Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
16 февраля, 2021253

Доставайте, дети, деньги!

Незыблемость народных традиций можно считать одной главных ценностей казахстанского общества. Благодаря им в нашей стране сохраняется межнациональное согласие и люди живут в мире. Но порой эти самые традиции становятся причиной непонимания и разногласий между близкими родственниками. Однако и эта проблема решается, так как именно традиция диктует, что младшие должны подчиняться старшим.

О том, что порой народные законы и обычаи могут выглядеть несколько комично, в своем фильме «Дорогие мои дети…» (Ойпырмай) решила поведать казахстанский режиссер Жанна Исабаева. Эта лента выпущена в 2009 году, но до сих пор сохраняет свою свежесть и актуальность. И еще через десять лет зрители при ее просмотре согласятся: «Да, так оно и есть».

Хотя в первых кадрах синопсис фильма не отсылает к основной теме. Нам показывают городскую квартиру, в которой организовано застолье. Как оказалось, глава среднестатистической казахстанской семьи Канат (Айкын Калыков) пригласил к себе в гости своего начальника. Ради этого в квартире был наведен лоск, жена приготовила бешбармак, детей закрыли во второй комнате и наказали им не выходить ни под каким предлогом.

Гости, среди которых были еще и коллеги по работе  были довольны, хозяева счастливы. А потом все пошло крахом. В самом разгаре домашнего тоя появилась мать Каната (Алихан Идришева). Она бесцеремонно вторглась в процесс налаживания дружеских отношений с начальником, заняла самое почетное место, в полной продемонстрировала свое бескультурье. А младший великовозрастный брат Каната (Ерболат Толегенов) тут же схватился за домбру и стал развлекать присутствующих песнями. Надо сказать в очень хорошем исполнении.

И это еще ничего, но начальнику понадобилось отойти по своим надобностям. Вот только дверь в единственный санузел в квартире еще советской планировки оказалась запертой. Именно в этот самый момент мать Каната там принимала ванну с дороги.

В общем, начальнику пришлось срочно покидать дом своего подчиненного, чтобы избавиться от лишнего груза в ближайших кустах. Понятно, что после такого Канату не светят никакие преференции со стороны руководства. Но исправить уже ничего нельзя. Единственное, на что хватает сил после сокрушительного фиаско, это вопрос: «Мама, вы зачем приехали?»

Собственно, эта фраза прозвучит на протяжении фильма четыре раза, в каждой из частей: «Канат», «Майра», «Жанибек» и «Нурия». Пятая часть «Свадьба» выступит уже в качестве кульминации, а в «Эпилоге» мы узнаем, что сюжет может иметь продолжение.

Сама же цель визита матери к сыну заключается в том, что она приехала просить деньги на свадьбу для младшего сына. И здесь все сразу становится понятно. По сложившейся веками традиции младший сын остается в доме родителей и заботится о них до конца. Мать Каната – вдова, мужа похоронила давно и младший ребенок для нее дороже всех предыдущих сыновей и дочерей. Видно, что молодого человека всегда баловали. Но вот он вырос и собрался жениться. «Девушка хорошая, из хорошей семьи. Мы должны сыграть свадьбу не хуже, чем другие. Гостей пригласили 300 человек», - говорит мать Канату. Тот начинает оправдываться, что, мол, сам еле концы с концами сводит. «Зачем свадьбу играть? Я сам, когда женился, скромным семейным торжеством ограничился». Но ему лишь посоветовали деньги занять или в кредит взять. «Как я сказала, так и будет», - отрезала пожилая женщина и приказала невестке ей кровать постелить.

Видимо, Канат все-таки сдался и деньги нашел. Наутро мать с младшим сыном ушла из квартиры довольная. Даже танцы на улицах Алматы устроила. Кстати, этот прием лишь подчеркнул комизм ситуации. Только что зритель видел перед собой уставшую от прожитых лет женщину, а сейчас это довольно бодрая, пластичная и жизнерадостная дама неопределенных лет.

Для встречи с дочерью в главе «Майра» она тоже надевает маску. Та же усталость, но с печатью заботы и тревоги. После вопроса «Мама, вы зачем приехали?» следует диалог, из которого можно многое узнать о Майре (Рая Адиганова). Она с ребенком живет в комнате общежития. Это не двухкомнатная арендованная квартира Каната. Здесь все устроено по-другому. Небольшое помещение служит и гостиной, и детской и спальней. Общая кухня располагается на том же этаже. Холодильники и газовые плиты установлены в ряд. Из холодильников местные алкаши периодически таскают продукты. Но Майра решительно обходит все комнаты, находит свой казанок с жареным мясом и забирает его прямо со стола, за которым расположились в преддверии выпивки мужики. Потом они же утащат пакет с засоленной кониной подоконника комнаты Майры. Все знают, что она работает на местном мясокомбинате и постоянно приносит оттуда колбасу и филейные обрезки. Деньги с нее мать все же вытребовала. Хоть и выслушала от дочери, что та не желает делать свадьбу для брата-нахлебника, который даже работу не хочет себе найти. А от нее самой муж ушел к другой, и она должна о своем ребенке подумать.

Дальше пожилая мать пошла к Жанибеку (Ержан Жарылкасын), который зарабатывал своей нелегкий хлеб, таская тележки на городском рынке. Заметно, что этот ребенок очень любит свою мать. Он радостно побежал ей навстречу, накормил, приветил. С разрешения владельца комнаты, где жил, устроил родственников на ночлег. И без всяких разговоров выдал требуемую сумму. И тут зритель видит совсем другую мать, нежели у Каната и Майры. Оказывается, она может быть и такой – светлой, любящей, даже красивой.

Такой она приезжает к младшей дочке Нурие (Динара Абикеева), проживающей в семье мужа, считающейся самой богатой в селе. Встречают их, правда, не очень приветливо, как бедных родственников. Заметно, что невестку здесь не очень любят. Да и сама Нурия потом пожалуется, что муж ее поколачивает. Но мать лишь советует: «Терпи». Деньги она и здесь получила.

Свадьбу сыграли широко, как положено, чтобы перед соседями стыдно не было. А на следующий день мать потребовала с детей свадебные подарки для своего младшенького.

В фильме можно увидеть много характерных признаков жизни простых казахстанцев. Жанна Исабаева безжалостно показала и все «прелести» общежития, и задворки городского вещевого рынка, и быт обычных сельчан. Это вам не лубочная картинка, представленная в казахстанских комедиях последних лет.

Но помимо всего прочего, авторам проекта удалось глубоко вникнуть в суть нашего общества, где ради одного фейерверка в ход идут все запасы пороха. Потому что есть надежда на то, что родственники в беде не оставят и по любому выручат из беды. Даже если для этого и придется узнать немало неприятного о себе.

В общем, фильм получился удачным. Наверное, не было бы у ленты такого успеха, если бы в состав съемочной группы не вошли такие мастера своего дела, как оператор Влад Зажерило, художник и актер Бопеш Жандаев. А в эпизоде можно увидеть замечательного Кадырбека Демесина. В любом случае фильм был обречен на успех. Лента получили специальный приз жюри и приз кинопрессы на открытом кинофестивале СНГ и стран Балтии «Киношок», а также приз «За лучшую режиссуру» международного кинофестиваля «В кругу семьи».

И сегодня его смотрят, обсуждают, восхищаются, спорят. Словом, равнодушных нет…

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы