Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
15 июля, 2021199

Героический синдром

Чтобы заинтересовать зрителя, необходимо обеспечить загадочную историю в обрамлении красивой картинки. Режиссер Гульмира Сунгатуллина хорошо усвоила это правило и, сама того не ведая, в 1991 году обеспечила себе неплохую славу, сняв единственный в своей биографии фильм «Азиат».

На главную роль Рашида, которого друзья и соратники называют Азиатом, она пригласила известного казахстанского спортсмена и киноактера Абдрашида Абдрахманова, решив, что его участие станет залогом успеха боевика. В основную канву сценария его автор Александр Александров положил рассказ о судьбе ветерана-афганца, практически в одиночку противостоявшего мафии, бесчинствующей на просторах бывшего Союза.

Бандиты в достижении своих целей не щадят никого. Они убивают жену и детей Азиата, серьезно ранят его самого. Когда узнают, что Рашид выжил, пытаются добраться до него в больнице. Однако друзьям удается переправить Азиата из Алматы в Кабардино-Балкарию, где раненый получает хороший уход и набирается сил. Живет он в семье местного авторитета князя Исмаила (Исмаил Баразбиев). К услугам гостя хлебосольные хозяева предоставляют все условия, дают автомобили. Из скромности Рашид выбирает себе ретро-«Запорожец» с номерными знаками «00-00 КГБ». Но в городе автомашина вызывает нездоровый ажиотаж. Местные джигиты считают, что для настоящего мужчины такой автомобиль не подходит. Рашид не обращает внимания на насмешки, и, в конце концов, когда главный герой уединяется с прекрасной незнакомкой в номере гостиницы, его ЗАЗ оказывается на верхушке уличного фонарного столба. Правда, в качестве утешительного приза князь Исмаил подогнал к подъезду гостиницы шикарный ЗиС. Вот какие нравы царили в Кабардино-Балкарии в 1991 году.

Гульмира Сунгатуллина много внимания уделила традициям и нравам Закавказья. Почти половина фильма посвящена прекрасной природе этого края, тому, как там устраивают свадьбы.

Но идиллия быстро заканчивается. Главный злодей Агай (Болот Бейшеналиев) находит Рашида и жестоко расправляется с семьей князя Исмаила. Он берет в заложники детей, и продолжает охоту на Азиата и его соратников.

Разумеется, Азиат и его друзья решительно противостоят мафии, нападают на базу боевиков и одерживают победу. Здесь зрители дружно аплодируют актерскому и спортивному мастерству Абрашида Абдрахманова.

Есть, конечно, и другие находки. К примеру, эпизод, где один из боевиков, находящихся в карауле на подступах к базе, замечательно пародирует бывших генеральных секретарей СССР.

В общем, чтобы перечислить достоинства фильма «Азиат», много времени не понадобилось. О недостатках кинокритики высказались сразу после премьеры ленты в 1992 году. «Герой по кличке Азиат, в прошлом афганец, сражается против мафии и террористов. Главарей мафии можно идентифицировать, хотя и с большой натяжкой, как партийно-государственных бонз, террористы же вооружены и оч-чень опасны. А вот кого и почему они терроризируют — мне понять не удалось. Политические реалии здесь - чистая условность, всего лишь декорация, в которой совершает свои эффектные подвиги чудо-богатырь и красавец Рашид (А. Абдурахманов), решительно освобожденный авторами от какой бы то ни было психологии. Актуализированный фон лишь оттеняет идеологическую эмансипированность «Азиата», тяготеющего к чистой зрелищности, к сказочно-героическому эпосу», - пишет эксперт в области кино Елена Стишова своей статье, опубликованной в журнале «Искусство кино».

Возможно, она где-то права. Но тридцать лет назад зритель, по моему твердому убеждению, нуждался именно в каком кино, как «Азиат». Люди хотели приключений, острых ощущений, а не скучных производственно-идеологических нотаций, в которые тогда заполонили экраны кинотеатров. И Гульмира Сунгатуллина с Александром Александровым удачно попали в новую волну, выдав в прокат свою ленту. Да  в ней заметна нечеткость сюжета, недосказанность, которые вызваны осторожностью и боязнью попасть под лезвия цензуры. Потому и образ Агая получился таким зыбко-сыпучим. Вроде бы живет чуть ли не в дворце, пользуется безграничной властью, имеет в распоряжении целый штат обслуги и собственный вертолет. Но за счет чего имеет такие блага (напомним, на дворе 1991 год, Советский Союз еще не распался), непонятно. И каким образом в горах Кавказа появилась база боевиков? Куда смотрит Комитет государственной безопасности? И откуда появляются после реальных боевых действий, когда Азиат и его пятеро друзей все-таки расправляются с мафией и их пособниками, строгие мужчины в черных костюмах, зрителю предлагают догадываться или додумывать самим.

Хотя, если глубоко не вникать во все эти сложности и парадоксы, фильм смотрится неплохо. Главное, это ключевая фигура в исполнении замечательного Абдрахманова. А все остальное – второстепенно.

«Азиат» был снят на студии «Казахфильм» при участии киностудий «Оркен-фильм» и «Аро». В остальных ролях выступили Зарема Бечелова (Зарина), Константин Бутаев (Серга), Анатолий Шихалиев (Леня), Александр Александров (Саня), Хамид Юсупов (Иныж-Герей), Сатар Дикамбаев (Газиз), Тулюбек Аралбаев (Аманжол), Валентина Мисакова (жена Исмаила), Михаил Химилонов (командир террористов).

Автор:  Айгерим Болатова

Фото:  megogo.net

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы