Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
24 июня, 2021169

Как строился новый мир

Фильм «Мы из Семиречья» был снят на Алма-Атинской киностудии  в 1958 году, как раз к 40-летию Великой Октябрьской революции. Однако ее премьера состоялась в феврале 1959 года.  Неудивительно, что лента наполнена особым смыслом, даже, не побоимся сказать, пафосом, направленным на прославление достижений советской власти.

Кинокартина не только рассказывает о становлении советской власти на территории Семиречья, но затрагивает религиозную тему, обличает царский режим. Словом, конъюнктура, в чистом виде.

К 1918 году во многих городах и селах Казахстана уже утвердились народные комиссары. Но в Верном (ныне Алматы) еще держались белогвардейцы и казаки. В 2014 году все мужское население города было призвано на фронты Первой мировой войны. Сначала ушли казачьи отряды, потом русские мужики, а затем на окопные работы мобилизовали казахское население.

Вот и возвращались домой вместе русский большевик Павел Зернов (Геннадий Карнович-Валуа), казах Нартай (Кененбай Кожабеков) и уйгур Азим (Ахмед Шамиев). Дорога – сплошная грязь, идти по ней очень трудно. И когда люди, проезжающие мимо на коляске, предложили подвезти путников, те с радостью согласились. Однако через какое-то время Павел понял, что пассажиры на коляске непростые. Он и его друзья предпочли дальше идти пешком и когда дошли до обелиска в дань памяти победы заилийского отряда подполковника Герасима Колпаковского над кокандцами, то их пути разошлись.

Нартай пошел к своему аулу, но нашел там полное разорение. Когда услышал голоса и праздничную музыку, обрадовался, побежал на шум и увидел юрту. Каково же было его разочарование, когда он узнал, что торжество устроено в честь свадьбы его невесты Райхан с неким человеком. И когда все увидели Нартая, то одна из подруг невесты громко сказала: «Райхан, тебя обманули! Нартай, оказывается, жив!».

Огорченный Нартай пошел прочь, а Райхан в платье невесты долго бежала за ним и просила простить ее.

В это же время Азим тоже пришел в свой дом. Его встретила жена, которая повела возвратившегося мужа к семерым сыновьям. Мужчина поцеловал каждого спящего ребенка и положил в изголовье каждому кусочек сахара.

Павел Зернов застал дома жену, которая сидела у кроватки больного сына Сергуни. «Не уберегла», - зарыдала она на груди мужа. Когда ей нечем стало платить за жилье, хозяин дома выставил женщину с малышом на улицу. Ребенок простыл и теперь ничто не помогало ему.

Но перед Зерновым стояла задача – провести работу по укреплению большевистского влияния на территории Семиречья. И он принялся за дело. Подпольной деятельностью в Верном занимается начальник почты Ильяс Досов (Нурмухан Жантурин). К нему в руки стекается вся необходимая информация. И очень вовремя на телеграф приходят сведения о разоружении казачьего полка в Ташкенте. Это значит, что очень скоро казаки вернутся в Верный и нужно срочно предупредить их жен, чтобы те как можно быстрее увели мужей по домам.

Сказано – сделано. Операция прошла успешно. Не менее успешно сколотил свой отряд ждигитов, настроенных против богатеев, под командованием Нартая. Когда возмущенный юноша пришел в дом казачьего атамана с требованием вернуть ему уведенных со двора коней, тот напустил на него своего пса. Но находящийся в доме белогвардейский генерал потребовал прекратить безобразие и навести порядок. В это же время председатель временного правительства в Верном Сарымулда (Курманбек Джандарбеков) предложил Нартаю и его соратникам перейти на сторону белых и пообещал вооружить их винтовками. Джигит согдашается, а на возмущенный вопрос своего друга, почему он сделал это, ответил: «Моя задача – получить винтовку, а из чьих рук, неважно. Я же распоряжусь оружием по своему усмотрению».

Тем временем, жители города озабочены не столько политической обстановкой, сколько нехваткой продовольствия. В Верном нет хлеба, наступил настоящий голод. Мешок картошки, принесенный на рынок, раскупается моментально. Муку продают мисками по неимоверной цене. Дети Азима не устают просить хлеба, а отец семейства молит Аллаха послать ему благословение. Во дворе дома младший брат жены кует православный крест на могилу. И когда Азим узнает об этом, приходит в негодование. На доводы, что только этим в последнее время живет семья, он повторяет: «Позор, вы осквернили мой дом!».

В казачьем подразделении тоже не все ладно. Казаки не желают воевать, срывают с себя погоны. Сторонников большевиков по приказу атамана жестоко убивают. А тут еще люди узнают, что имеющую в запасах пшеницу скармливают лошадям. Возмущенная толпа бежит к казачьим казармам, чтобы убедиться в безобразии. В том числе Азим с женой и детьми. Один из сынишек, самый шустрый, пробирается под решеткой на территорию казармы, подходит к лошадям и в это время казак издает резкий свист, конь встает на дыбы и копытом убивает ребенка. Тут люди ломают решетку и набрасываются на казаков.

В фильме есть место и символизму. Тень церковного креста , наложенная на связанного большевика, приговоренного к смерти, падающая под напором толпы кованая ограда с двуглавыми орлами. Даже этих двух примеров достаточно.

Конечно, победа осталась за народом. Белогвардейцы покинули Верный, и ушли дальше, отбиваясь от красных отрядов.

В общем, сюжет мало отличается от сюжетов фильмов, посвященных теме Великой Октябрьской революции. Сценарий фильма написали Дмитрий Снегин и С. Улановский. Режиссерами выступили Султан-Ахмет Ходжиков и Алексей Очкин.

А фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать историю родного края.

 

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы