Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
24 апреля, 2021226

Когда слова не нужны

Если вокруг фильма, в котором нет ни одного слова, почти сразу после его выхода в широкий прокат разгорелось столько споров, то его следует обязательно посмотреть. Благо, что кинолента Ермека Турсунова «Келин» (2008 год) уже находится в свободной доступе в сети.

С момент мировой премьеры фильма уже прошло более десяти лет, а один из самых громких и скандальных проектов киностудии «Казахфильм» до сих пор сохраняет свою славу. О нем говорят, его обсуждают и продолжают осуждать.

Между тем, «Келин» в 2010 году была номинирована на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке». В том же году картина стала призером сразу трех престижных кинофестивалей: Гран-При ран-При МКФ Монако; Приз за лучший игровой фильм на МКФ в Нью-Йорке (New York Eurasian Film Festival);- Приз за лучшую операторскую работу на МКФ в Нью-Йорке (New York Eurasian Film Festival). Однако казахстанское общество в оценке этого фильма разделилось на два лагеря – ярых противников и столь же ярых защитников идеи, заложенной в сюжет «Келин».

Впрочем, Ермек Турсунов привык к широкому обсуждению своих фильмов. В его фильмографии такие проекты, как «Шал», «Семь майских дней», «Старуха», «Чужой». Каждый из них не только стал объектом внимания со стороны многочисленной зрительской аудитории, но и получил солидную дозу не самой лестной критики.

А ведь «Келин» - фильм-притча, в котором изложена дорога, которую предстоит преодолеть каждой женщине. До определенного возраста девочка растет в окружении любви и заботы со стороны своих родителей. Но в одночасье ее отдают в другой дом, где не всегда она приходится ко двору.

Ключевая фигура в «Келин» - девушка, которую отец отдал в жены нелюбимому человеку, только потому, что тот заплатил больший калым за невесту. Тот за кого она хотела замуж, ушел. Но не навсегда, и недалеко. Он потом всегда будет где-то рядом.

У наших далеких предков была очень красивая культура и необыкновенно завораживающие традиции. Их Турсунов показал подробно и с любовью. Обряд облачения невесты, ее выход из родной юрты… Она безропотно садится верхом на буйлова и едет в неизвестность с человеком, которого до этого никогда не знала и не видела.

Вся натура в фильме настоящая. Сцены сняты высоко в горах Заилийского Алатау, хотя речь идет о тюрках, проживающих на Алтае. Но это ничуть не умаляет атмосферного очарования ленты. Снег, ели, птицы, яркое солнце, сочная зелень и красивые люди в окружении всей этой красоты.

На протяжении всего действа не звучит ни единого человеческого слова. Но фильм не немой – в нем журчат ручьи, шумят деревья, мычат коровы и буйволы, блеют козы, радостно смеется счастливая женщина, и кричит ребенок, только что появившийся на свет. Этот звуковой ряд сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. И неважно, что говорят люди, шум ветра и деревьев останется в этом мире до скончания веков.

Главную героиню привезли в юрту, стоящую у подножия заснеженных гор. Ее встретила мать мужа и его младший брат. Родственники одобрили выбор пастух. А младший брат и вовсе в нее влюбился. Мать пастуха – шаманка, которая живет в единении с природой и умеет разговаривать с волками. А одна особенно крупная волчица постоянно живет недалеко от семьи пастухов и охраняет окрестности от врагов. Здесь виден явный посыл к тенгрианству, о котором в позапрошлом веке говорил казахстанский философ и мыслитель Шокан Уалиханов.

Да, в фильме много откровенных сцен, но режиссер сумел при их воспроизведении удержаться в рамках приличия. А если у кого-то возникли какие-то эмоции по этому поводу, то они в тысячекратном размере компенсировались такими режиссерскими решениями, как демонстрация древних тюркских обрядов.

Кстати, сцена с похоронами пастуха, погибшего от рук воина, случайно встреченного им в горах, основана на реальной истории. Турсунову ее рассказал знакомый и Кыргызстана. Высоко в горах жила чабанская семья. В одну из зим чабан умирает, и похоронить его никакой возможности, так как в это время бушуют бураны, а земля промерзает на полтора метра. И женщина оставляет тело мужа в доме до весны, когда можно будет выкопать могилу.

Вот и в «Келин» жена и мать пастуха заворачивают тело мертвого мужчины в кошму, и подвешивают на столбе. Когда в горах становится тепло, его отдают на съедение грифам.

В далекой древности человеку приходилось жить один на один с природой. Даже если в юрте кроме тебя есть пожилая женщина и ее несовершеннолетний сын. А ты – цветущая молодая красавица, которой необходимо реализовать свой материнский потенциал. Какие способы для этого используются, неважно. Даже если из-за тебя в поединке погибают все мужчины в округе. Их всего-то двое – охотник и мальчишка, у которого молоко на губах не обсохло. А внутри уже зарождается новая жизнь. Только по этой причине убитая горем старуха-шаманка остается жить с непутевой невесткой в юрте. Она уходит только когда принимает на свои руки новую жизнь и кормит ребенка молоком волчицы, чтобы тот был сильным и отважным.

А молодая мать понимает, что теперь ей предстоит самой отвечать за себя и сына.

Об этом фильме очень хорошо в одном из своих интервью высказалась известная в стране доктор искусствоведения Асия Мухамбетова: «Говорить о том, хорош фильм «Келин» или нет, преждевременно. Его посмотрело очень мало людей. А ведь он повествует о тенгриантсве. Лично я влюбилась в это кино, и могу объяснить, почему. Эта прекрасная история рассказывает об истоках зарождения казахской идентичности. И она сопровождается  невероятно и скрупулезно продуманным видеорядом: предметами быта, одеждой, изумительной красоты пейзажами».

Почему в фильме отсутствуют диалоги, коротко и четко объяснил сам Турсунов: «Молчание сложно собрать, а в словах легко спрятаться».

В аннотации к «Келин» отмечено, что лента рекомендована к семейному просмотру. Но на наш взгляд зрителям младше 16 лет его лучше не смотреть.

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы