Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
02 марта, 2020349

«Мне нравится снимать то, что произошло в реальности»

Интервью с режиссером Ниязом Абдигапаром

В Казахстане выпускаются все больше фильмов в жанре комедии. Однако есть и те, кто снимает картины, основанные на реальных событиях. Один из таких режиссеров – Нияз Абдигапар. В его корзине уже пять таких фильмов. И вот на днях он завершил очередную киноленту, повествующую событие из настоящей жизни людей.

 

- Недавно Вы завершили съемки нового фильма «Три дня до нового года». Это комедия?

- Да, это мелодрама комедия. Во-первых, этот фильм основан на реальных событиях. Это реальная история человека, у которого случилось за три дня до нового года. Правда там, многие персонажи поменялись соответственно, некоторые факты укрыли, ну а в целом сняли так, как нам рассказал автор идеи. А это - Жанна. (Фамилию запамятовал). Это было вообще полтора года назад. Полтора, даже два. У нее идея была еще тогда. Она предложила: «Нияз, у меня такая ситуация случилась. Хочешь снять? Вот идея такая». Я почитал. Идея очень сильно понравилась, ну и спустя столько времени, мы сняли эту картину.  Авторы сценария это два других человека: Аскар Малшибеков и Даулет Ислямов. Они писали «Дети солнца» и «Тучу», которую мы снимали. И вот сейчас «Три дня до нового года» тоже.

 

Главные роли в кинокартине исполнили актер Шарип Серик, казахстанский блогер TerriTima и актриса Фарема. Также в фильме дебютирует молодая начинающая актриса по имени Карима. Фамилию ее режиссер также подзабыл, однако хорошо отзывается о ее способностях.

 

-  Фамилию я не помню, но это ее дебютная роль. Был большой кастинг и никак не могли выбрать и тут просто случайно девочка попалась. Случайности не случайны. Зашла на кастинг. Мы ее позвали. Я увидел ее и решил попробовать на роль. Интересно получилось, мне кажется. Хотя, конечно, было сложновато. Она многих вещей вообще не знает. Пришлось с ней заниматься. Объяснять вообще, что такое кино. В первый раз, для нее было интересно и такой мир другой. Конечно, были и моменты, когда даже пришлось на улице очень сильно мерзнуть, она не понимала, зачем мы это делаем (смеется).  В столице было – 33 градуса, шли съемки, а у нее было такое пальтишко. В Нур-Султане так не походишь. Она так ходила, и конечно замерзла. Лечили там же на площадке. Бывают такие таланты. То есть здесь был обнаружен маленький талант, который нужно развивать. И она себя действительно очень хорошо показала.  

Как рассказал режиссер, съемки новой картины "Три дня до нового года" проходили в Нур-Султане и в Павлодаре, и длились 15-16 дней. Ну, а премьеру фильма зрители, конечно, смогут увидеть на новый год.   

 

- Сейчас такая тенденция, что многие фильмы, которые сейчас снимаются они будут показываться в декабре, к новому году. Скажите это какой-то маркетинговый ход?

- Для многих – да. Для прокатчиков, для кинотеатров, чтоб было больше денег и так далее. Попасть туда очень нелегко. То есть, надо уже вот сейчас договариваться. И вот уже сейчас стараемся уже что-то афишировать.  

 

- Мы слышали, что на съемочной площадке Вы требуете отключения телефонов. Это касается актеров или всей съемочной команды?

- Часть съемочной группы. Ну мы сейчас ввели такую тему, чтобы люди не отвлекались. На Инстаграм, и на еще какие-то вещи. Чтобы они работали. Уже сколько снимаю, бывает так, что человек завис там, музыку слушает, копается, он не видит, там нужно поправить, либо что-то не дай Бог упадет на кого-то. Поэтому мы часть телефонов сразу забирали.

 

- А как они на это реагировали?

- Ну, вначале было, кто-то говорил: «А что?  Я должен?». Я говорил: «Окей, ладно, тогда я буду штрафовать». Ну штрафовать как было? Я это делаю не от того, что я там какой-то изверг. Работа есть работа. Как говорила моя бабушка: «Сделай дело, гуляй смело». Я даже сам брал сотовый телефон, убирал, отдавал ассистенту и говорил не возвращать, пока не закончится съемка. Потому что все звонят, все спрашивают, кто-то пишет, отвлекаешься от кадра. Актеры они тоже сдавали телефоны, потом, когда была долгая перестановка им возвращали.

 

- А сколько длилась съемочная смена?

- По-разному. У нас обычно как? Стандарт: от 8-ми до 12 часов смены. Мы можем и в ночную смену уйти. Смотря как распределит второй режиссер, планировщик, как мы все это сделаем. Ну 14 часов - край. Бывают, конечно, такие смены, когда команда вся говорит идем ва-банк, соглашаемся на сутки, зато на следующий день бывает два дня они отдыхают. Чтоб все было взаимозачетом. Это когда надо. Бывает дали локацию, допустим то же, когда мы МВД снимали и так далее нам нужно было уложится в конкретное время и все. Другого дня не дано. И все, работаешь до конца, пока все не отснимешь. Устают люди. Ну что? Это – кино! Кто не знает этого, тот не киношник.    

Нияз признается, что перенял такое правило от украинцев и москвичей. Так как данная форма очень удобна при работе. Однако, работа работой, а обед по расписанию. В это время суток, телефоны всем возвращаются обратно.

 

- Обед! Надо взяли телефоны, покопались, тем кому надо позвонили, отписали, все, дальше работаем.

 

- Ужасы, приключения, драма. Это те жанры фильмов, которые Вы сняли. Вот теперь комедия. Вы не хотите оставаться в узком кругу, так скажем?

- Я понял последние несколько фильмов мне нравится снимать то, что на реальных событиях произошло. То есть, если взять крайние это - «Дети солнца», «Туча» и «Три дня до нового года», какие бы там жанры небыли, хочется что-то интересное снимать, мне это нравится. Здесь и аура другая, и атмосфера, и какие-то иные силы помогают, я заметил.

 

«Снимая такого жанра фильмы, им благоволила сама природа», -делится режиссер. Так случилось и с последней картиной.

- Если взять «Три дня до нового года», мы немножко, конечно, с оператором удивлялись каждый раз. Мы распланировали уже всю съемку на месяц с подготовительным периодом и там были разные дни и погоды. И когда та или иная ситуация происходила в кадре, нам как будто сама погода помогла. Нужен было снег, метель, ветерок — это происходило. Нужно было солнце - оно выходило. И мы прям вот боялись сглазить. Я говорю: «Слушай, ты ничего не заметил, что нам все это помогает и крайний день, когда мы снимали у нас в кадре должна, была быть метель, снег, ветер и должны были подъезжать машины, спасатели – так и получилось. Вот недавно была сильная метель, помните? Опять замело. Вот в этот день мы попали. Мы приехали на Кургальджинскую трассу, где раньше был пост ГАИ. И мы туда должны были поставить настоящее ГАИ, чтобы перекрыли дорогу, как будто пробка создалась. И когда мы приехали, нам люди пошли на встречу, и МВД тоже, (спасибо им огромное) и мы перекрыли целую дорогу. Мы там держали машины почти 15 минут. Там образовалась реальная пробка, мы привезли еще свои машины, и нам нужно было все это снять. И у нас тоже было ограниченное время (было где-то 5 часов на все- про все). Потому что мы видели, во-первых, метель приближается, ветер усиливается, а нам надо было еще с коптера и крана снимать, то есть коптер мог не взлететь. И там по сценарию должна была только начинаться метель, и она реально там только начиналась. Мы поехали на крайнюю локацию, где их машина застревает, и они начинают оттуда выбираться. А там должна была быть сильная метель, должно было все замести и реально, все это было. Актеры реально снимались, и были в шоке.

 

- А можно назвать Вас разножанровым режиссером?

- Ну, наверное, потому что, если взять первый фильм, там ладно, блин комом был – «Любовь по наследству». Я его отснял просто вообще понять, что такое кино. Ну я имею ввиду, как его правильно снимать. Там было очень много ошибок, конечно. Потом фильм «Проявление». Он немножко по-другому снят. Это ужастик. Мне понравился этот жанр, когда что-то нужно придумывать самому: какие-то интриги, то есть тоже интересно. Потом «Путешественник». Я люблю снимать фильмы, которые сам смотрю, люблю, где надо думать, не просто сидеть, а смеяться. И мне нравится, когда что-то происходит, когда фильм смотреть интересно, что будет дальше, как он справиться с этой ситуацией.

- В прошлом году вы сняли фильм о детях с ограниченными возможностями «Дети солнца», где Вы выступили режиссером и продюсером в одном лице. Почему Вы решили взяться за такой проект?   

- Вообще «Дети солнца» я планировал снять еще три года назад, когда снимал ролик один «Я рисую счастье» про детей инвалидов. И тогда мне пришла идея. И я к ней долго шел. Но тут на все воля Всевышнего и получилось в итоге что я просто позвонил ко всем знакомым, друзьям, кого знал и так далее и предложил собраться деньгами и снять такой фильм. Через какой-то момент, все начали одобрили, и мы действительно собрали определенную сумму и сняли фильм.

 

- Что Вы хотели показать данным фильмом?

- Многие на это закрывают глаза и не понимают, что творится там, за занавесом, и как там людям тяжело. И как действительно происходит с людьми, которых вообще никто не знает, и я бы сказал так: «люди много жалуются, что им плохо. Извинюсь, конечно, девушка хочет какое-то платье, говорит, что ей нечего надеть, мужчины там говорят, что нужна машина, это все конечно здорово, каждому свое и я никого не осуждаю, но обратите внимание туда, как там тяжело, и дай Бог это ни с кем не случится. И вот эта даже история с девочкой Амелией, которой врачи неправильно там что-то сделали, и сами родители тоже были виноваты…  и это все так скопилось, что просто с ребенка сделали инвалида. Жестоко это просто было. Из них все четыре истории они реальные. Мы это показали народу, и хотели показать, что может быть вот так.

 

- А Вам самому эмоционально не было сложно снимать такой фильм?

- Было. Судить, конечно, зрителю, но все отзывы, которые были, в социальных сетях, и вообще от многих людей, от которых я даже не ожидал, все сказали, что фильм классный. Всем понравилось.  

 

- В Ваших фильмах часто снимаются вайнеры. Почему? С ними легче работать?

- Да нет, ну как, вайнеры, с Нурланом Батыровым мы познакомились, когда снимали «Любовь по наследству». Я вообще тянул Мурата Бисенбина, Ержана Тусупова, там еще других актеров. Гани Ажикеновым мы познакомились еще на съемках сериала. Это первое. Второе, когда мы снимали «Проявление» там вайнеров нет. Третий фильм я почему-то сразу увидел Гани Ажикенова, потому что мне понравился его образ, там к нему присоединилась Молдир Мекенбаева. Мне понравилась их парочка. И все. А потом в «Дети солнца» там единственное Шарип Серик, он не вайнер, он больше актер. Азиз Бейшеналиев тоже не вайнер, Асемгуль Ибраева и я. То есть единственное к вайнерам я вернулся вот только, наверное, к Терри Тиме в этой картине.   

 

- То есть Вам удобно работать с той командой, к которой вы уже привыкли?

- Иногда да, но я все равно экспериментирую. У меня очень много актеров. На главные - понятно. С главной ролью рисковать очень сложно. Лучше берешь тех, кого ты знаешь. Ну, с Шарипов Сериком я давно хотел поработать. Мы поработали с ним на «Дети солнца», после этого он сказал: «если будет проект - зови». Вот я его позвал. Если взять «Тучу», то там единственное, Мурат Бисенбин, который часто у меня снимается. Мы с ним хорошие друзья, у него типаж такой. Я всегда к нему звоню, предлагаю сняться, он соглашается.

 

Кстати, выход в прокат кинокартины «Туча», о которой рассказывает режиссер, планируется на апрель месяц этого года. По поводу конкретной даты, сейчас идут переговоры. По словам Нияза Абдигапара, трейлер, тизер и официальный постер боевика уже готовы и в ближайшее время будут опубликованы.    

 

- Изначально в кино Вы пришли как актер? Почему переквалифицировались в режиссеры?

— Это такая долгая история, если вкратце, я начал сниматься в кино с 2003 года. В 2010 году я ушел с кино. Я вообще скажем так исчез с поля зрения на несколько лет. Почти на 2-3 года. Ни с кем не общался. Я бы так сказал была трансформация самого себя. Через какой-то момент я переехал сюда, (в столицу) это первое, что я сделал. И начал здесь просто с нуля. Во всем. Занимался ивентом, а потом начались какие-то маленькие заказы, по фото-видео, которые я снимал. Я ощущал, что я знаю, как это делается. Почему? Потому что, когда начал сниматься в кино, я хотел сниматься как актер, но я очень много изучал всякие моменты на съемочной площадке, пока другие актеры занимались своими делами. Я ходил с операторами, с световиками, с гримерами, костюмерами, режиссером, смотрел как они работают, и на практике потом начал использовать какие-то моменты. В итоге в 2016 году решил снять что-то свое. Собрали команду, ну и сняли «Любовь по наследству». Конечно, как уже говорил, блин комом, но несмотря на это, если не ошибаюсь мое кино заработало неплохие деньги.  Потом «Проявление», «Путешественник», и так начал как режиссер потихоньку снимать. Потом был небольшой перерыв и потом опять продолжили.    

 

- Этот год объявлен годом Волонтеров.  Не хотите снять какой-нибудь фильм с их участием или о них?

- Можно. Вместе с ними можно. Да, интересно было бы, я бы с удовольствием.

 

- Летом этого года в Токио пройдут Олимпийские игры. А не хотели бы снять фильм в поддержку наших спортсменов?

- Конечно, хотел. Почему? Потому что я непросто хотел снять про Олимпиаду, я хотел снять про параолимпийцев. Про инвалидов-спортсменов, которых тоже никто не знает. Знаю людей, которые с золотыми медалями, завоевывали мировые паралимпиады, но они сидят дома. Опять-таки можно снять про то, что люди не видят. 

Если получится, то фильм про спортсменов будет также основан на реальных событиях. Для этого имеются уже две конкретные истории. А пока, проект находится на разработке.

 

- Следующий Ваш кинопроект, который планируете осуществить?

- Там два варианта: либо я сниму вторую часть фильма, которую снимал до этого, а второй проект, скорее всего, будет историческим фильмом.

 

- Спасибо за интервью!

 

 

С личной страницы Нияза Абдигапара в Instagram

Автор:  Зарина Смагулова

Фото:  Артем Чурсинов

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы