Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
09 июля, 2021171

Цена возмездия

У каждого человека с рождения имеется цель, к которой он идет на протяжении всей жизни. Если ее не удалось достичь в одной ипостаси, приходится двигаться дальше, преодолевая границы времени. Главный герой фильма «Месть» («Казахфильм», 1989 год) свое предназначение пронес через несколько веков.

Режиссер «Мести» Ермек Шинарбаев предусмотрел все нюансы, отраженные в сценарии Анатолия Кима. В ленте с потрясающей достоверности показаны все эпохи, костюмы, декорации. Само повествование разделено на восемь частей: «Пролог», «Ян», «Цай», «Немая», «Монах», «Румынка Эльза», «Месть» и «Дом». Каждый рассказ является последовательный продолжением следующего. Потому смотрится фильм легко и на одном дыхании.

Сначала на экране появляется черепаха – символ мудрости и долголетия. И только потом зритель видит двор короля Корейской империи. За спинами королевской свиты дерутся двое мальчишек – наследник трона и сын кого-то из придворных слуг. Потерпев поражение, наследник в слезах бежит к отцу. Но тот непримирим, и озвучивает приказ: назначить главного королевского стражника воспитателем наследника и в течение 20 лет сделать из него непобедимого воина.

«Пролог». Через 20 лет молодой король империи хвалится своими победами и легко распоряжается судьбами людей. Тот самый сын придворного слуги тоже рядом, в качестве придворного поэта, который не разделяет взгляды своего короля и просит его отпустить из дворца. Король идет навстречу, отпускает поэта, но с условием, что больше никогда не увидит его. Так поэт уходит в неизвестность.

«Ян». Обычная корейская деревня. Пока взрослые работают в поле, дети обучаются грамоте у учителя Яна. Учебным классом служит курятник. Дети прилежно повторяют за учителем названия иероглифов. А маленькая прелестная девочка увлеченно рассматривает куриный пух. Ян в ярости набрасывается на ребенка, хватает серп и отрубает девочке голову. Поняв, что натворил, мужчина убегает из деревни. Он знает, что отныне выбрал дорогу вечного беглеца, так родители девочки будут искать его, чтобы отомстить.

«Цай». Отец погибшей девочки Цай поклялся, что не успокоится, пока не отрубит Яну голову тем же серпом, от которого погибла его дочь. Он продал все имущество и взял в долг векселя, чтобы ему хватило денег на поиски убийцы. Ему известно, что Ян сбежал в Китай и там работает на рудниках. Через десять лет Цай настигает Яна и уже готов отомстить ему, но в дело вмешивается случай в лице прелестной девушки. Та зашла в комнату, где находятся мужчины, и просит у них какую-нибудь обувь, так как ее туфли рассыпались от долгого ношения. Ян с радостью вызвался помочь девушке, которая между делом обращается к Цаю: «Вам не удастся сделать то, что вы задумали». В итоге мститель возвращается домой. Жена советует ему жениться на молодой женщине, которая родит ему сына. Так у Цая появляется вторая жена – немая девушка, а потом и сын.

«Немая». Вторая жена Цая оказывается работящей и ответственной женщиной. Она и по хозяйству все успевает сделать, и за сыном Сонгу присматривает. Когда мальчик подрос, лично провожает в школу. Учитель восхищается поэтическим талантом Сонгу и просит его не бросать писать стихи. Но неожиданно умирает старый Цай, перед смертью взяв у сына обещание отомстить за смерть сестры. Сонгу клянется найти Яна и убить его серпом, полученным от отца.

Мальчик часто сидит у стены дома и смотрит на улицу. Однажды мимо проезжает повозка, которой управляет незнакомец. «Тут живет Цай?», - спрашивает он. «Да», - отвечает Сонгу. «Я хочу видеть его», - говорит мужчина. «Он умер. Я его сын», - говорит мальчик. «Ты – его сын?», - с ужасом спрашивает Ян и дергает за поводья, чтобы быстрее отъехать от дома.

«Почему ты боишься?», - обращается к Яну та самая девушка, которая спасла его от мести Цая. Она тоже сидит в повозке. «Это – его сын, я не знал, что у Цая родился ребенок. Он теперь будет мстить мне», - говорит Ян. Та успокаивает мужа: «Не бойся. Он не сможет тебе отомстить». «Много ты понимаешь, глупая женщина!».

«Монах». Здесь рассказывается история девушки. Она была дома одна, когда во двор зашел странствующий монах и попросился на постой. В корейской деревне не принято отказывать в таких случаях. Девушка пошла к колодцу, чтобы набрать воды для гостя и потеряла сознание. Монах приводит ее в чувство, говорит, что она смертельно больна, но не безнадежно. Чтобы продлить годы жизни, нужно пойти в монастырь, получить благословение его настоятеля и продолжить жизненный путь в соответствии с наставлением. Ей придется лечить людей и выйти замуж за самого плохого человека на свете. Что она и сделала. Нет хуже злодея на свете, чем Ян.

Проходит десять лет. Сонгу стал взрослым и встречает монаха. Тот спрашивает молодого человека, продолжает ли он писать стихи. Но Сонгу говорит, что ему сейчас не до поэзии, для него главная цель – месть.

«Румынка Эльза». В 1945 году, узнав, что Ян сбежал на Сахалин, Сонгу продает дом и землю, и вместе с матерью завербовался туда же. Он трудится на лесопилке вместе с русским парнем Алексеем и немым мужчиной, который общается с другими через записки. Впрочем, Сонгу может «говорить» с немым на языке жестов.

Сонгу молод и привлекателен. В столовой на него обратила внимание повариха Эльза. Ей нужно помочь с ремонтом дома. Сонгу умеет делать все, что нужно и Эльза ему приглянулась. Но любви между ними не получилось. В самый ответственный момент он увидел на своих кальсонах кровь. Сонгу заболел той же болезнью, от которой умер его отец.

«Месть». Несмотря на недуг, Сонгу не оставил мысль о мести. Он продолжает идти по следам Яна. А тот уже уехал в другой поселок. Доехать туда можно поездом. В общем вагоне много людей, едут старики, женщины с детьми. Детский голос просит маму спеть песню. Та поет, а Сонгу вспоминает о своей матери, которую пришлось похоронить. На нужной станции главный герой выходит на перрон. Сиденье, на котором он сидел залито кровью.

Из последних сил Сонгу идет по перрону вокзала и встречает отца. Тот предлагает показать дорогу к убийце своей дочери. А у ворот дома стоит прелестная девочка. «Ты моя сестра», - говорит Сонгу и заходит в дом, где встречает пожилую женщину – годы не щадят никого, и жена Яна успела сильно постареть. Видимо главный герой потерял сознание, а когда пришел в себя, старуха поила его отваром из трав. Она сказала, что Сонгу вовремя пришел к ней, иначе Смерть бы его забрала через несколько дней.

Выяснилось, что Сонгу не сможет отомстить Яну, так как тот умер сам. «Он постоянно пил от страха, что месть настигнет его. Однажды вышел на берег моря, а там дети забавлялись с пойманной крысой. Ян поругался с пацанами, и ушел спать в сарай с сеном. А дети подожгли крысу, которая от ужаса забежала на сеновал. Сарай сгорел дотла, а вместе с ним в огне погиб и Ян. «Значит, месть состоялась?», - спросил Сонгу у старухи. «Нет. Месть идет за мной», - ответила она.

«Дом». Вылечившись, Сонгу в благодарность просит свою спасительницу стать его матерью. «Я построю дом и мы будем жить вместе», - говорит он. «Прежде, чем ты закончишь строительство, я умру от железа», - говорит старая женщина.

Так и вышло. Сонгу начал строить дом, и однажды к нему пришел немой с запиской: «Старуха погибла от железа». Как оказалось, знахарка пошла в степь собирать целебные травы, а мимо проезжал грузовик с трубой, которая не удержалась на тросе, отлетела прямиком на женщину.

В морге он находит косу рядом с телом целительницы. Видимо, от этого получает шок и приходит в себя на берегу моря. Вдоль берега идут две женщины, ведущие философскую беседу о смысле жизни. И еще видит королевский кортеж, возглавляемый императором. «Ну как, Поэт, нашел ты смысл своего существования?», - спрашивает тот и ответа, по сути, не получает. Потому что смысл существования в свободе. Именно об этом говорит и одна из женщин, в сердцах бросив корзину с мидиями: «Мне надоело так жить, я хочу увидеть весь мир».

По большому счету, фильм «Месть» рассказывает о долге, который должен выполнить человек. Но есть в нем и глубинный смысл, повествующий о нелегкой судьбе корейского народа, вынужденного скитаться по свету в поисках своего места. Политические катаклизмы стали причиной того, что миллионы корейцев не по своей воле покинули родные места, оказавшись на чужбине. И «Месть» - это аллегорическое повествование о неясности и бесполезности цели, к которой порой стремятся люди. Недаром сегодня этот фильм считается одним ярких образцов Новой волны казахстанского кино.

Для участия в проекте Ермек Шинарбаев пригласил Александра Пана (Сонгу, поэт), Валентину Те (Целительница в молодости), Ольгу Ензак (Целительница в старости), Касым Жакибаев (отец Цай), Любовь Германову (Румынка Эльза), Олег Ли (Король и Монах), Юозас Будрайтис (Немой), Олег Фомин (Алексей). Также роли исполнили Зинаида Эм, Максим Мунзук, Ерик Жолжаксынов, Николай Ткачев, Байтен Омаров, Ли Кхам Дек, Галина Пак и другие.

«Месть» получил несколько престижных кинонаград: Гран-При Этьен Жюль Мари «Тростниковая флейта». Приз СИДАЛК - Международной организации содействия развитию культуры, искусства и кино — МКФ имени Анри Ланглуа в городе Тур, Франция. Первый приз Альтернативного фестиваля некупленных фильмов — Подольск, Россия, 1989 год. Фильм демонстрировали в ретроспективе 44-го МКФ в г. Салоники (Греция), ноябрь 2003 года, а также в ретроспективе в городе Триеста, Италия, январь 2004 года.

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы