Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
28 октября, 2020252

В поисках рая

Трудно выбраться из ада, если ворота в рай закрыты, и открываются только для тех, у кого есть собственный флаг. Невозможно быть счастливым, если тебя окружает безжизненная пустыня и равнодушные люди. В таком случае, чтобы попасть в рай, надо открыть дверь из ада.

Не всем зрителям сразу удается понять главный посыл фильма Жанны Исабаевой «Бөпем» («Сыночек»). Но тем, кто досмотрел его от начала до конца, открывается весь спектр режиссерского замысла. Становится ясно, что эта кинолента не является попыткой очернить общество. Это – еще один способ достучаться до умов и сердец, просьба остановиться на крутом спуске и сделать передышку, чтобы дальше двигаться  в верном направлении.

Премьерный показ ленты «Бөпем» состоялся в 2015 году. За пять лет его увидели не только в Казахстане, но и за рубежом. Он входил в конкурсные программы нескольких кинофестивалей и получил самые лестные оценки жюри.

Вообще, артхаус доступен не каждому. А у Жанны Исабековой все фильмы можно отнести к этому направлению. Она не использует в своем творчестве классические подходы и сусальные образы. Она делает мозгдробительные вещи, чтобы встряхнуть зрителя, вывести его из многолетней спячки.

Сюжет фильма вроде бы незамысловат: 14-летний подросток, потрясенный новостью о том, что его заболевание прогрессирует и ему осталось жить всего  месяца, решил наказать всех, кого считает виновными в смерти матери.

А мама ему снится на протяжении многих лет каждую ночь. Во сне он видит последний день своего безоблачного детства. Он идет по цветущей степи, крепко держась за мамину руку. Это было счастье и безопасность.

А потом пришла беда. Но чтобы понять это, необходимо увидеть, в каких условиях живет подросток: жалкую лачугу, пьяного отца, не самых лучших друзей, безжизненную пустыню, умирающее Аральское море, остовы кораблей и бессердечных людей.

Имя главного героя фильма говорит о многом – Раян, что с арабского переводится, как «Ворота рая».

Нарекая своего ребенка таким именем, родители желают ему самой лучшей доли. Но в случае, о котором повествует лента, что-то пошло не так. Поэтому он все время находится в поисках рая.

В этом повествовании очень много аллегорий. Они присутствуют практически в каждом кадре: граффити на мертвом корабле, ветхий флаг красного цвета, вереница коз на заднем плане, байкер на дороге. Вроде бы случайные образы, но настолько глубоко продуманные, что заставляют проснуться любого из нас.

Не случайны и вопросы, которые маленький задает своей маме: «Почему умирают молодые?», «Зачем нужен флаг?». Услышав ответ, что флаг – это душа, Раян начинает латать дырки на красном флаге, найденном на брошенном корабле, который стал его тайным убежищем.

Подросток очень легко начал убивать. Первой его жертвой стал отец. По мнению Раяна, он был виновен в том, что очень быстро предал мать. Сначала безутешный родитель взял деньги от полицейского, сбившего женщину с ребенком на руках на дороге. А потом, похоронив жену, легко утопил свое горе в спиртном, оставив чудом выжившего сына на произвол судьбы.

Последней каплей терпения у мальчика стал разговор с пьяным родителем. Задав вопрос: «У тебя есть фотография мамы? Я забыл ее лицо» и получив ответ: «Поищи в коробке на шкафу», Раян взял со стола нож…

Далее последовали полицейский, избежавший суда, сестра отца, считавшая племянника бесполезной обузой. Байкера Раян убил, наверное, потому, что тот сильно выбивался из визуального ряда действительности, окружавшей мальчика.

Главному герою нечем было занять себя в этой безрадостной жизни. Единственное развлечение, которое предлагалось ему – это распитие спиртного у костра, а потом пьяные танцы. В селе не было клуба, а соседи напоминают безмолвные манекены.

Раяну нравилась одна девочка, за которой он подсматривал время от времени, стоял рядом в магазине, сидел напротив на пароме. Но та не замечала его, не обращала никакого внимания. У нее были свои интересы, а беседовала она только с подружками.

Действительность не оставила ему выбора. Хотя намеки на то, что ситуацию можно изменить, в фильме есть. Короткая сцена общения участкового полицейского со своим руководством, из которой понятно, что все убийства решено замаскировать под несчастные случаи, демонстрирует уровень коррупции.

А вот новость о том, что Раяну выделили квоту на лечение, оказывается запоздавшей. Подросток к тому времени заштопал свой флаг (хоть и белыми нитками), водрузил его на верхней палубе мертвого корабля и отправился в свой личный рай, где его ждала мама.

На мой взгляд, такие фильмы можно и нужно смотреть, чтобы не зачерстветь душой. Наша действительность – это не лубочная картинка. В ней есть, как светлые, так и темные стороны. Несомненно, кинорежиссер Жанна Исабекова в фильме «Бөпем» преподносит не самые приятные стороны нашей действительности для того, чтобы мир стал чище и светлее.

Автор:  Фариза Калимурзина

Фото:  https://informburo.kz/

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы