Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
25 февраля, 2020385

«ВСЕ БЫЛО НЕПРОСТО»: МОЛОДОЙ АКТЕР О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА В ЧУЖОЙ СТРАНЕ

Сложно ли снять фильм казахстанцу в Америке? А если ты студент? Какие препятствия и преграды предстают на пути? На эти и другие вопросы видеопорталу KazTube ответил молодой актер, «болашаковец» Елжас Рахим.

ВСЕ О ФИЛЬМЕ

 

«Разные направления и разные бюджеты»

 

 - В конце прошлого года, а это буквально недавно, в казахстанский прокат вышел Ваш фильм «Свободный». Это был ограниченный показ?

— Это был полный прокат. Если память не изменяет, по-моему, у нас 93 кинотеатра, из них в 56 он был показан. Обычно ограниченный прокат работает в секторе 2 недель. У нас фильм получилось, что в принципе полупрокат, но в итоге все равно наши кинотеатры ставили в такое время, как потом говорили зрители - неудобное. Но, есть на то причины, потому что фильм не коммерческий, и когда выходят там зарубежные блокбастеры или «Бизнес по-казахски», здесь конечно, сложнее, потому что разные направления у фильма, разные бюджеты и разные, наверное, задачи у проекта. И, поэтому получился ограниченный полный прокат так скажем. 

 

«Определённые выводы я уже сделал»

 

- Мы спросили о размере проката к тому, что не всем удалось посмотреть этот фильм. Расскажите, о чем он.

- Фильм про иммигрантов, о наших, наверное, соотечественников постсоветского пространства, те герои, которые находят в себе силы и решительность поехать в Америку, остаться там и принять на себя всю сложность жизни иммигрантов. Но говоря проще, фильм о свободе выбора и о том, что всегда, пока ты жив есть возможность выбрать то, что ты хочешь, а не то, что требует от тебя социум либо какие-то системные принадлежности.  Наверное, об этом. О том, что всегда есть возможность выбрать то, что ты на самом деле хочешь делать, где ты хочешь быть, что ты хочешь от этого извлечь и кем ты хочешь стать. Такой философский получился фильм. Конечно, свои определённые выводы после данной картины я уже сделал, и сейчас применяю их в жизни. Уроки выучены.

 

«Приходилось придаваться хитростям»

 

- Как нам известно, фильм снят в Америке. Как студенту из Казахстана это удалось?

- Ну, чудо, наверное, и где-то не без доли везения, и упорство, наверное, здесь тоже сыграло свою роль. Весьма амбициозно отзывались о данном проекте, когда я изначально задумывал его у нас на потоке было 18 заявок на художественный фильм. И как правило при выпуске из академии для дипломной работы снимают то, что попроще, краткометражный фильм, реклама, музыкальный клип, документальный фильм. Ну и я пошел по пути наибольшего сопротивления и решил сделать ну, наверное, такой проект, который дал бы максимум опыта из дипломной работы. Здесь, конечно, очень помогли родные своей поддержкой, те люди, кто меня знали до этого, и те люди, кто верили в то, что я делаю. Снимать фильм в Голливуде за 100 тысяч долларов даже у нас при продакшне и выходя на сам продакшн (ну чтобы понимали есть припродакшн, продакшн и пост продакшн, чтоб фильм получился, это три этапа) у нас было очень мало денег на самом деле, никто не верил и все были против. Мне приходилось на разные хитрости все-таки придаваться, потому что моя задача была сделать фильм.

 

«Моя задача была - довести до Родины»

 

- Как правило, когда снимаешь полный метр особенно в первый раз, 90 процентов фильма они не заканчивают свой процесс продакшна, в принципе фильм остается незаконченный, просто бывают отсняты какое-то количество материала, затем из этого пытаются что-то слепить, затем понимаешь, что из этого слепить ничего невозможно и делать либо краткометражный фильм, либо он остается просто на жестком диске. Затем из оставшейся десятки как правило один процент выходит на широкий экран и еще вот этого одного процента ноль целых... там еще может быть одного процента фильм окупается. И моя задача была завершить картину, поучаствовать на кинофестивалях, и довести его до родины. Ну, наверное, это все удалось, заняло конечно, больше времени чем я планировал, в сумме получилось почти пять лет. Ну, то есть в декабре 2014-го года начали продакшн и 12 декабря 2019 года он вышел на экраны здесь.

 

«Все было непросто»

 

- В 2017-ом году летом была готова английская версия, с которой мы начали наши заявки по кинофестивалям и в 2018 году мы как раз выиграли в Мадриде фестиваль. Но так интересно получалось когда мы были на посте в 15-ом году мы попали на наш Евразийский кинофестиваль в категории «Питчинг», когда в принципе проекты на уровне «development» находятся либо на уровне так сказать «в капсуле зачатия», и мы выиграли, что было очень приятно, Евразийский кинофестиваль в данной номинации. Затем нас отправили на фестиваль в Таллине, который входит в категорию А. Там тоже очень достаточно неплохие получили отзывы, но сейчас конечно,  вспоминая все это, понимаешь, что где-то наверное сложности были в том, что помимо неопытности есть момент командной работы и здесь не хватало именно  очень сильных кадров, которые бы могли продвинуть. Все было непросто. Говорят, потому что, может я барана не зарезал. (улыбается)

 

«Меня внесли в черный список»

 

- На третий день продакшна Мы чуть не утопили камеру, и она сломалась, это пакет оборудования «Red Dragon», который на тот момент был топовый, и он только появился.  Меня внесли в черный список академии, за то, что я снимал на океане, хотя обещал, что не буду. Чтобы понимали для киноакадемии я снимал как бы один фильм. Я дал им один сценарий, в котором нет никаких сцен на океане, в котором нет никаких сцен с насилием, в принципе в фильме итак нет таких сцен, но основной критерий был это вот сцены на океане, и успеть снимать на локациях проходящих на улице, и обеспечит их нужно при этом правильным крафтом, то есть чтобы люди с команды не ходили по туалетам по различным кафешкам. Это запрещено. Но не было денег и приходилось по-разному из этого всего увиливать, находить альтернативы. Вот это конечно, был такой сложный забег. 

 

 

«Хорошо, что вы спросили про сценарий». О том, как создавался фильм

 

- Сценарий я начал развивать в начале 2013-го года. Сценарий - это, наверное, ключ к созданию фильма. Когда летом 2014-го года я чуть не утонул, здесь в столице, тогда как раз шли съемки сериала «Перекресток в Астане».

 

«Спасение утопающего»

 

-  Я, так получилось, что у нас тут на мосту, спасал девушку. Она прыгнула с моста, и я оказался в эпицентре событий, когда ко мне подбежал молодой человек и говорит: «Вы не могли бы девушку вытащить она там тонет». Соответственно моя реакция была вопросительная. А он говорит: «я плавать не умею». Я отдаю ему вещи, и ныряю в воду, не с моста, а уже с берега плыву к ней. Доплываю, ну, а там уже была доля мистики, когда как только взяв ее руку, я понял, что энергия просто вот куда-то ушла в воду. И тело стало бренным, каменным и какой-то непонятный, ни страх, ни паника, но пустота возникла внутри и ощущение того, что я в какой-то вот темной яме. Потому что, смотря на эту девушку, глядя ей в глаза я понимал, что в них нету жизни и естественно подбадриваю ее. Она совершенно никак не реагировала. Взяв ее за руку и плывя к берегу спиной. Не видя берега, работая так весьма ритмично, плавно при этом не сбивая дыхания, и делая все как говорится «как прибрежный доктор приписал», не паникуя, просто чтобы не потерять силы.

 

 Мимо нас проплывает теплоход, фотографируют нас и уплывают дальше. Сверху над мостом нас фотографируют и машут рукой помню, и никто ничего не делает. Кто-то даже снимал нас на телефон, и вот следующий момент — вот так вот обернувшись назад к берегу (я полагал что я какую-то часть дистанции преодолел) я осознал, что я на том же самом месте. Здесь, наверное, какая-та мистика сработала, потому что я оказался на том же самом месте, более того мной овладело ощущение того, что все. Но в итоге я ее спас.  Когда доплыли до берега, я был абсолютно обессилен, еще минут 30 приходил в себя, а потом я от нее услышал «спасибо». А от парня, который попросил ее спасти: «ты только что спас мою жену».

 

Затем, когда они уходили по аллее так медленно, «в рапиде», загораются фонари. Это был вечер. И тут я понял, что в моем сценарии вот тот самый момент, который для меня был максимально вопросительным, из-за чего я не мог сценарий просто связать, я понял, что вот так вот главный герой познакомится с героиней, который будет таким вдохновляющим фактором либо между ними будет какой-то подтекст на романтику и в фильме как раз это есть.

 

«Мини чудеса»

 

- Конечно, были и положительные моменты, мини чудеса, когда я хотел, например, чтобы у меня продакшн сдвинули на месяц. Прося отсрочки. 2014 году изначально я стоял на очереди у академии в сентябре. И в сентябре должен был выйти на продакшн. Но я понимал, что мне нужно больше времени для сценария. Мне хотелось еще больше подготовиться. Но, перед смертью не надышишься. Меня сдвинули на ноябрь. Затем в в начале ноября я попросил, чтобы меня сдвинули на январь, но мне сказали: «нет, дорогой, ты один раз отсрочку получил, все вперед. Там у нас уже все на очереди. Пять тонн оборудования, камеры все на очереди». И вот здесь вот «вперед» это сработало таким образом что потом в январе произошла девальвация, когда курс обвалился и если бы я не вышел тогда на продакшн мы бы потеряли половину бюджета. Тут я подумал: «О! Хорошо, что настояли на том, чтобы я сразу пошел на съемки». Как-то так. Вот какие-то такие были мини чудеса, мини испытания. И вот так вот происходил процесс создания «Свободного».

 

«БОЛАШАК» - ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

 

- «Болашак», я считаю, очень положительный и уникальный фактор, который у нас есть и очень здорово, что у нас практически у всех, есть возможность поехать учиться зарубеж, если ты на определенном уровне владеешь казахским,  английскими языками, исходя из того, какую страну ты выбираешь. В моей ситуации это был английский. И мне очень повезло. Английский у меня был слабый, казахский был недостаточно хорош, но каким-то чудом мне это удалось. Ну, чтобы понимали, учеба в Америке в год обходилась 40 тыс у.е. За два года это 80 тысяч плюс ежемесячное проживание порядка 2 тысяч. Это были для меня на тот момент большие деньги. Выход был либо «Болашак», либо грабить банк. (шутит). Я рад, что все обошлось «Болашаком». (улыбается) За что очень большое спасибо, и благодарность всем инициаторам, кто этому поспособствовал.  Это конечно, заслуга Елбасы. И я хотел бы отметить огромную значимость данной программы для студентов нашей страны.

 

«Болашак» как осуществление мечты

 

- То есть вы можете сказать, что благодаря "Болашак" настоящему мигранту в Америке, не пришлось пережить то, что пережил ваш герой? И благодаря этому мы сейчас еще и можем видеть фильм?

 

- Я, конечно, вряд ли пошел бы на преступление. Просто в силу своих убеждений и взглядов на жизнь, определенно это очень помогло. Когда я поступил, уже в Нью-Йоркскую киноакадемию самостоятельно, я учился в академии Жургенова на русском курсе при театре Лермонтова в Алматы. И там ежегодно была оплата, то есть я был «платником». Меня не взяли на бюджет, потому что я не европейской внешности по критериям русского курса бюджетники только европейцы. Странный критерий, конечно, но это так. И тогда «Болашак» был для меня спасением, то есть чтоб не платить здесь и наконец приблизится к своей мечте поехать в Голливуд снимать там фильм, набираться опыта, учить английский. То есть я не знаю, как бы я нашел бы деньги иным образом. Да, у меня была договоренность с самим собой, и я бы как-то нашел деньги, но «Болашак» она как раз на то, что «надо».

Автор:  Зарина Смагулова

Фото:  Артем Чурсинов

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы