Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
12 октября, 2020164

«Жизнь как драма»

В своем дебютном полнометражном фильме «Мариам» режиссер-сценарист Шарипа Уразбаева попросила главную актрису Меруерт Саббусинову сыграть саму себя. Пара познакомилась годом ранее на телешоу, где Саббусинова давала интервью о внезапном исчезновении ее мужа. «Однажды он уехал со своим братом в город и больше не вернулся. Через пять дней тело брата нашли в степи. Но мужа по-прежнему не было», - поясняет Уразбаева. Она решила снять об этом фильм - и решила, что сама Саббусинова лучше всего сыграет эту роль: «Ей не нужно было бы играть в этом фильме, потому что в фильме снималась ее жизнь, ее дом и ее собственные дети».

Мариам купает своего малыша и поет ему, чтобы он уснул, затем моет голову и готовится ко сну - и все это в одиночку. Именно благодаря этим, казалось бы, банальным бытовым задачам мы получаем ощущение зияющей дыры отсутствия ее мужа. Но когда возвращается муж, все не так-то просто. Мариам опасается, что ей придется возместить государству деньги, которые ей дали вдовы, поэтому она просит его спрятаться. Напряжение достигает пика, когда супруг протестует, и Мариам отвечает: «Теперь ты мертв». Сцена внезапно прерывается кадром, на котором муравей молча барахтается на подоконнике, воплощая борьбу, которая разворачивается, но не может быть озвучена.

Помимо рассказа истории семьи Саббусиновых, фильм «Мариам» является проекцией жизни в современном Казахстане. Обмен мнениями между Мариам и властями создает ощущение отсутствия государства. Когда Мариам впервые сообщает об исчезновении своего мужа, начальник полиции оспаривает ее решение: «Если он ушел только вчера, почему бы вам не подождать? Может, он у кого-то в гостях? Когда она настаивает, что что-то не так, он отвечает: «Подождем два-три дня, а потом начнем искать».

В фильме тонкая сила Мариам проявляется неожиданным образом – то в отражении, то в крупном плане. Это заниженное качество ее характера дополняется кадрами Уразбаевой: кадры, показывающие безжалостное ожидание возвращения ее мужа чабана. Длинные кадры, показывающие неспешный ритм будней казахской степи; моменты, когда чувства Мариам отражаются на ее лице. Но, несмотря на суровость окружения, судьба Мариам не внушает ни жалости, ни печали. Фильм фокусируется на сценах близости из повседневной жизни семьи, где трудности проявляются лишь изредка в тени. «Люди всегда помнят о хорошем, - объясняет Уразбаева, - и я хотела это показать».

Сила фильма Уразбаевой заключается в тонкой эволюции характера Мариам, когда она претендует на место главы семьи. В нем одновременно сочетаются внутреннее путешествие женщины, вступающей в борьбу с глубоко преобразующими событиями, и социальные реалии жизни отдаленного казахского аула. Фильм «Мариам», вышедший в 2019 году, вызвал отклик у зрителей: после международного успеха фильма Саббусинова получила награду за лучшую женскую роль на Казанском международном кинофестивале, осуществив детскую мечту стать актрисой.

Во время работы над телешоу, где она познакомилась с Саббусиновой, Уразбаева также столкнулась с несколькими людьми, живущими в аналогичных условиях, которые также рассказывают истории исчезновения родственников. Хотя многие пытаются найти в этом сверхъестественные причины, наиболее вероятное объяснение кроется в современном невольничьем рынке Казахстана. «В новостях мало репортажей, а я слышала только истории, но это слишком часто, чтобы полностью игнорировать это», - поясняет Уразбаева.

Хотя международный прием фильма «Мариам» был положительным, реакция Казахстана поставила под сомнение выбор Уразбаевой темы. Изображать женщину, обретающую независимость, - непопулярное решение в стране, где домашнее насилие остается обычным явлением, а жертвы по-прежнему мало обращаются к правосудию. «Люди спрашивают меня, почему я разрушаю традиционную семейную культуру. В Казахстане люди не готовы к такому феминизму», - говорит Уразбаева.

Тем не менее, кинокартина засветилась на  кинофестивале «Везуль» во Франции, взяв Гран-при, и проблемы семьи Саббусиновой получили еще большую огласку в казахстанском обществе. Но, пожалуй, самая радостная нота, на которой можно закончить, - это описание Уразбаевой Саббусиновой: «Меруерт раньше говорили, что она похожа на старуху. Теперь она заботится о себе и сильна сама по себе».

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы