Размер шрифта:

Цветовая схема:

Рус
14 июля, 2021138

Жизнь требует мужества

Как только фильм «Место на серой треуголке», снятый по мотивам одноименной повести Никиты Фроловского, появился в прокате, о нем сразу заговорили. Это был 1993 год, страна переживала не самый лучший период, любители кино жаждали зрелищ, но не таких. Поэтому казахстанская критика была более чем суровой, режиссера обвиняли во всевозможных грехах. Но в Каннах картину приняли сразу и включили в номинацию «Особый взгляд».

На самом деле «Место на серой треуголке» лучше воспринимается зрителем нынешним, нежели тогдашним. Потому что рассказывает о затерянном поколении, именно, затерянном среди переулков и подворотен больших городов. В фильме действие идет в Алматы, но вы не увидите здесь привычных городских локаций. Такие дворы, квартиры и дороги есть в любом крупном населенном пункте Казахстана. И таких молодых людей и девушек, не знающих чем себя занять, не нашедших свое место в жизни, тоже достаточно.

Главный герой ленты производит больше положительное впечатление, нежели негативное. Он образован, умеет себя вести в обществе, цитирует классику. Но ему скучно и неудобно, он пытается разнообразить свое существование: встречается с друзьями, девушками, пьет, курит марихуану, ввязывается в драки, которые сам же и провоцирует. Он пишет стихи и рассказы, слушает магнитофонную запись с прекрасным голосом оперной певицы Марии Каллас. И под эту волшебную мелодию ищет способы самоубийства. Его кумир – японский писатель Юкио Мисима, который сделал себе харакири в 45 лет.

Многие могут задаться вопросом, почему Ермек Шинарбаев после фильма «Месть» обратился к теме современной молодежи. «Этот фильм о гении. И он предназначен в первую очередь для молодежи, потому что каждый молодой зритель сразу знает в главном герое себя», - отметил режиссер.

Бюджет ленты составил $17 тыс. Снимать пришлось на остатках пленки, сохранившихся на складах «Казахфильма». Фильма могло бы и не быть, если бы Ермеку Шинарбаеву не бросился в глаза фрагмент из сценария Никиты Джилкибаева, где главный герой ест горстями таблетки, чтобы умереть.

Несмотря на то, что сценарий был недоработан, его исправили, и приступили к работе. На съемки ушло 17 съемочных дней, все эпизоды отсняты в свободное от работы время. Все на голом энтузиазме.

Эпиграфом к фильму стала цитата французского драматурга Роже Витрака: «Не успел я воззвать к Мраморному Адмиралу, как он повернулся на каблуках, точно лошадь, ставшая на дыбы перед Полярной звездой, и указал мне то место на своей треуголке, где я должен буду провести свою жизнь...». В оригинальной повести ее нет, но честь и слава Ермеку Шинарбаеву за этот посыл. В любое время, в любую эпоху главная задача человека – найти свое место в жизни. А это требует мужества, и если его недостаточно, то мир постепенно теряет своих гениев, которые погибают, затерянные в узких переулках и темных подворотнях.

Это горькая правда не всегда принимается большинством любителей кино. Об этом говорит и Ермек Шинарбаев: «Зрители сейчас страшно недовольны, что картины несъедаемы. Их ешь-ешь, первые пять минут вроде ничего, а потом надоедает, как вата. Кино нельзя есть. Его надо переживать. Существует высокое переживание. Духовная драма».

Все герои «Места на серой треуголке» безымянны. Но зрителю не требуется знать имена и фамилии всех представителей молодежи. В фильме речь идет о трагедии целого пласта поколения, которое в 1990-х годах было поставлено в сложные условия смены политического и экономического преобразования, не завершившегося и сегодня. Поэтому эту ленту можно считать бестселлером, актуальным в любую эпоху.

В фильме снялись Адиль Есенбулатов, Сауле Сулейманова, Андрей Мельник, Юлия Сухова, Касым Жакибаев, Болат Калымбетов, Алма Менлибаева и другие.

Автор:  Айгерим Болатова

Фото:  kino-teatr.ru

Поделиться
Для корректного отображения страницы пожалуйста отключите блокировщик рекламы